С такой проблемой сталкиваются многие родители. Особенно те, чьи дети учатся в начальной школе.
Давайте разберёмся: много задают или просто тянет время?
Если, на ваш взгляд, ребёнку задают слишком большое домашнее задание, обсудите это с учителем. Не с родителями в чате (!), а именно с учителем.
Скорее всего, учитель сможет вам пояснить что, для чего и почему именно в таких объёмах он задаёт ребёнку на дом. Обязательно даст советы по выполнению домашнего задания.
А что делать, если ребёнок просто тянет время с выполнением домашнего задания?
Прежде, чем ругать, наказывать и злиться на ребёнка, прежде, чем называть его лодырем и бездельником, давайте разберёмся в причинах. Если понятна причина, то справиться с проблемой будет гораздо легче.
Почему же ученик начальной школы делает уроки до позднего вечера? И делает ли он их всё это время?
Взрослым часто кажется, что их дети - это маленькие роботы. Сказал ему есть, он ест. Сказал ему делать уроки, он делает. А если не делает, то начинается буря в стакане.
Но дети - они не роботы! В 7-9 лет им нравится только играть, смотреть мультфильмы и общаться с друзьями. То есть, если ребёнок пошёл в свою комнату делать уроки, это не значит, что он их делает. В это время он может смотреть в окно, он может собирать конструктор или играть в игрушки. Было бы странно, если бы он стал делать сначала то, что ему не очень нравится (уроки), а только потом, то что нравится (играть и мечтать).
Через некоторое время в комнату заходит мама (папа, дедушка, бабушка), а ребёнок делает всё, что угодно, но только не уроки! Какая первая реакция взрослого? Заругаться, смахнуть все игрушки и дать команду делать уроки. Настроение ребёнка испорчено, он открывает учебник или тетрадь и … больше ничего не делает. Вдруг на глаза попадается карандаш, в руках ребёнка он уже становится самолётом или пароходом. Игра продолжается! И тут снова заходит мама…
Летят упрёки, все на нервах, а на часах уже время ужинать.
Стоп!
Распорядок дня, тайм-менеджмент, саморегуляция и самоконтроль - это понятия из мира взрослых. Ребёнок не знает, что это такое. Его этому нужно научить! Не просто сказать, ты должен, а день за днем терпеливо вырабатывать привычку. Иногда это бывает трудно, но другого пути нет.
С чего начать? С обсуждения режима дня с ребёнком.
Он должен понимать, что любимые и интересные дела часто приходится делать наравне с теми, которые не очень нравятся. Приведите себя в пример. Расскажите, что вы не любите делать, но приходится, объясните причину.
- После школы ребёнок должен отдохнуть.
Он может поиграть, пообщаться с родителями, посмотреть мультфильм. То есть может делать всё, что хочет. Самое важное, он должен знать, что для этого у него есть целый час! Много этот или мало, когда закончится этот час, он пока не понимает. Поэтому за 15 мин до окончания режима свободного времени сообщите ребёнку, что пора завершать игру или убирать конструктор. Можно даже завести будильник, который сначала предупредит, что пора заканчивать игру, а потом сообщит, что пришло время делать уроки.
2. Обсудите вместе с ребёнком, в каком порядке он будет выполнять домашнее задание.
Одному ребёнку больше нравится математика, другому русский язык или литературное чтение.
Предложите сначала выполнить то задание, которое больше нравится.
3. Определите вместе с ребёнком время, которое он потратит на выполнение домашнего задания по каждому предмету.
Здесь снова поможет будильник. Это не значит, что вы определили 20 мин на выполнение домашнего задания по математике, а ребёнок начал его выполнять. Обсудите вместе и договоритесь, что это будет, например, 20 мин.
Ребёнок может сказать, что успеет сделать за 10-15 мин. Не переубеждайте! Дайте ему испытать свои силы. Заведите будильник на 10 мин и выходите из комнаты.
По звонку будильника нужно проверить качество и полноту выполнения домашнего задания.
Успел сделать всё отлично, молодец!
Не успел, ничего страшного, переоценил свои возможности, увеличиваем время ещё на 10-15 мин.
После выполнения каждого задания 3-5 мин перерыв: встать со стула, посмотреть в окно, разобраться в портфеле.
Так, вы вместе с ребёнком выясните, сколько ему нужно времени, чтобы домашнее задание было выполнено полностью и без ошибок. Так, у ребёнка появится чувство времени, и он научится его рассчитывать.
4. Дайте возможность ребёнку заняться любимым делом сразу после того, как он сделает все уроки.
Ребёнок заранее должен знать, что после трудной работы, а выполнение домашнего задания для многих детей - трудная работа, он снова займется любимым делом.
Так у него будет стимул быстрее сделать уроки.
Систематическая работа в этом направлении обязательно даст свои результаты! Но помните, что один ребёнок научится распределять своё время быстро, другому понадобится больше времени.
В одной из следующих статей обсудим, почему не стоит выполнять двойную работу при выполнении домашнего задания, и как правильно готовиться к пересказу по окружающему миру и литературному чтению.