Найти тему
Поговорим обо всём

"Раневскую сыграть невозможно". Впечатления от просмотра сериала о жизни самой харизматичной актрисы XX века.

Оглавление

В последнее время наши киноделы полюбили снимать биографические сериалы про ту или иную известную личность. Не избежала этой участи и Фаина Георгиевна Раневская. В марте по ТВ прошёл показ сериала "Раневская", который получил весьма противоречивые отзывы. Я долго не решалась посмотреть этот проект из-за большого количества негативных оценок, но любовь к Раневской пересилила. Итак...

Сюжет.

Сериал медленно, но верно рассказывает нам как юная "Дочь небогатого нефтепромышленника" Фанни Фельдман стала народной артисткой советского союза Фаиной Георгиевной Раневской. 8 серий охватывают период жизни актрисы с 1915 по 1978 год, раскрывая все сложности её творческого пути.

Впечатления.

1) Размышления о главной героине.

Многие ругают сериал и исполнительницу главной роли за непохожесть на великую Раневскую. А я думаю, что в этом-то как раз и весь смысл. Раневская-это феномен и сыграть её невозможно, ею нужно родиться. Таких больше не было, нет и не будет. Мариэтта Цигаль-Полищук призналась, что воплотить Раневскую у неё бы и не получилось, поэтому она сыграла лишь приблизительный художественный образ. Но, стоит отметить, что актриса очень здорово переняла манеры, движения, мимику и голос своей героини.

В первых 3 сериях лично мне было сложно понять, что я смотрю сериал именно про Фаину Георгиевну. Это выглядело просто как хорошая история обычной девушки, решившей стать актрисой. В самой героине трудно было узнать ту самую Раневскую. Может это связано с тем, что юность актрисы всегда была покрыта некоторым мраком, из-за которого и воплотить этот период было сложно.

Начиная с 4 серии, я стала узнавать привычную Раневскую. В ней наконец появилась знакомая фанатам харизма, ирония и знаменитый юмор... но как-то сжато. Будто всё это уменьшили, пригладили, преподнесли в каком-то купированном варианте. И даже знаменитые афоризмы, которыми напичкали серии с 4 по 8 часто вставлялись не к месту. Но тут уже вопрос к режиссёру и сценаристам. Повторюсь, Цигаль-Полищук, лично для меня, со своей задачей справилась.

-2

2) Как же много несоответствий.

Сериал наполнен множеством исторических несоответствий. Кто-то отмечал ошибочное вторжение красных в Таганрог, которое на самом деле состоялось в 1918, а не в 1915 как в сериале. Мне же бросилось в глаза явное несоответствие в дате смерти отца Раневской. В реальности он умер в 1938 году, а в сериале герой идёт на премьеру "Подкидыша", которая состоялась в 1939, а умирает вообще в 1944. Выглядит это слегка странно.

Но кроме очевидных исторических ляпов, сериал содержит ещё более очевидные выдуманные эпизоды. Самый яркий из них - роман с несуществовавшим генералом Репниным. Прототипом этого персонажа, судя по всему, является маршал Толбухин, о дружбе с которым Раневская вскользь упоминает в своих рукописях. Домыслов о том, что этих людей связывали не только дружеские отношения полно, но правду уже, конечно, никто не узнает. Личная жизнь на то и личная.

Самым очевидным несоответствием в сериале стал возраст. Это коснулось как самой Раневской, так и её окружения. Многие зрители отметили, что начиная с 5 серии, Раневская стала стремительно стареть, а её окружение будто застыло во времени. И это действительно так. В сериале совсем не стареют Любовь Орлова, Павла Вульф, Василий Качалов (который изначально был старше своего возраста и сохранил внешность 60+ до конца). А Фаина Георгиевна в сцене встречи с матерью вообще выглядит старше своей родительницы. Да, здесь очевидно, все претензии к гримёрам.

-3

3) Мало творческого процесса.

Мне не хватило более глубокого подхода к творческой жизни актрисы. Нам бегло показали её театральные постановки в молодости и немного коснулись их в зрелом возрасте. Хотелось бы увидеть больше творческого процесса. Как Раневская репетировала, спорила с режиссёрами, искала нужные решения в той или иной роли. Всем известно, что у Фаины Георгиевны всегда было своё видение на каждую роль, но в сериале это совсем не раскрыто.

-4

4) Парочка ярких второстепенных персонажей.

Из второстепенных персонажей стоит отметить отца Раневской в исполнении Семёна Стругачёва. Герой получился в меру строгим, но справедливым и при этом не лишенным юмора: "Её мечта сбылась! Наша дурында на московской сцене".

Ещё мне очень понравилась Ирина Гринёва в роли утончённой Любови Орловой. Эта роль прямо-таки создана для неё. И стоит отметить потрясающее внешнее сходство Юлии Авшаровой с Анной Ахматовой, которую она исполнила в сериале.

-5

5) Разорванность повествования.

Каждая серия охватывает примерный отрезок в 10 лет жизни. Какие-то события естественно отбрасываются, из-за этого происходит временной скачок от серии к серии. Вот мы в 1919, а в следующей серии уже в 1930-х. И что там происходило между этими датами в жизни Раневской- большой вопрос.

В последней серии нам и вовсе показывают лет 20 жизни актрисы, которые уместили в 15 минут...

-6

6) Всепоглощающее одиночество.

Да, Раневская была одинока, этот факт всем известен. Но в сериале данная тема обретает драматичные ноты через кадры прогулки по Новодевичьему кладбищу, где героиня навещает умерших друзей.

Эпизод встречи с Зиной, у которой актёрская судьба не сложилась, зато повезло с семьёй, тоже нагоняет тоски. Но с другой стороны, та же Зинаида говорит очень мудрую мысль о том, что только сильный человек может выбрать одиночество. И это точно про Раневскую. Она достойно прожила свою жизнь, положив на алтарь искусства личное счастье.

В заключении.

Фаина Георгиевна Раневская относится к тем людям, об уровне харизмы и таланта которых нельзя рассказать в формате фильма или сериала. Потому что нельзя загнать весь масштаб личности этого человека в 8 серий. И возможно сериал этот был большой ошибкой. Пересмотрите лучше замечательные фильмы с этой актрисой, а ещё лучше спектакль "Дальше - тишина".

-7

P.S. Интересно, а что сама Раневская сказала бы о сериале? Думаю, от некоторых моментов она бы "Умерла от отвращения".

Спасибо за внимание!