Продолжаем расследование обстоятельств гибели (расстрела) командира 6-й стрелковой дивизии полковника Михаила Антоновича Попсуй-Шапко.
ЧАСТЬ 2. Начало - ЗДЕСЬ:
Разобраться с тем, кому подчинялась 6-я стрелковая дивизия (точнее - ее остатки) в июльские дни 1941 года - непросто. По документам дивизия до 15 июля находилась в составе 28-го стрелкового корпуса 4-й армии, с 16 по 27 июля - в составе 2-го стрелкового корпуса, 27 июля была передана в состав 45-го стрелкового корпуса 13-й армии [1]. Фактически в оперативное подчинение 13-й армии все оставшиеся войска разбитой врагом 4-й армии передали еще 18 июля.
Начальник штаба дивизии А.М. Игнатов, после войны - генерал-майор, старший преподаватель Высшей военной академии им. К. Е. Ворошилова, 21 декабря 1948 года подтвердил, что: «в последних числах июля 1941 года 6-я стрелковая дивизия была передана в состав 13 Армии (командир – Голубев, член Военного совета – Фурт) и находилась в лесу юго-западнее Климовичи, где получила пополнение личным составом".
Деревня Балешин, которая упомянута в оперативной сводке штаба 13-й армии от 31 июля ("управление 6 сд в районе Балешин начало формирование частей 6 сд") как раз и находится юго-западнее Климовичи.
1 августа 1941 года полковник Попсуй-Шапко, по утверждению Игнатова, выехал в штаб 13-й армии, который находился приблизительно в 15 км от места дислокации штаба дивизии.
По другим данным, М.А. Попсуй-Шапко выезжал не в штаб армии, а в штаб 45-го корпуса комдива Магона, который также находился недалеко от Климовичей. По этому поводу на форумах разгорались споры, но по большому счету, вопрос о том, куда выезжал 1 августа полковник М.А. Попсуй-Шапко - в штаб 13-й армии или в штаб 45-го стрелкового корпуса - не имеет принципиального значения. Важнее - с кем выезжал и с какой целью?
Установлено, что поехали на грузовике для уточнения боевой задачи в связи с переходом немцев в наступление. С полковником М.А. Попсуй-Шапко был полковой комиссар Андрей Иванович Попенко, начальник связи дивизии майор Петров, начальник разведки штадива-6 и несколько красноармейцев.
Вероятно, они были у комдива Магона, поскольку от него поступил приказ - нанести контрудар по прорвавшим наш фронт обороны в Присожье войскам Гудериана.
В боевом приказе командира 45-го СК от 1 августа 1941 года 6-й стрелковой дивизии ставилась следующая боевая задача:
Когда возвращались обратно на грузовике в Балешин, напоролись на прорвавшуюся со стороны г. Кричева мотоколонну немецкой 4-й танковой дивизии. Автомобиль обстреляли и, вероятно, М.А. Попсуй-Шапко был убит. Но погибли не все. Судя по информации на сайте "Память народа", А.И. Попенко, 1908 г.р. в декабре 1941 года был награжден орденом Ленина. Но выясняли ли у него обстоятельства гибели комдива - неизвестно.
Откуда же тогда пошла версия о расстреле?
Во-первых, в приведенном списке, который составил 19 ноября 1945 года офицер ГУКа подполковник Кушнерев, всего 15 фамилий. Михаил Антонович Попсуй-Шапко числится в нем под № 1 - "По данным 1 Управления, полковник Попсуй-Шапко расстрелян, но официальных данных нет". В современной документальной литературе также встречается информация о том, что комдива-6 расстреляли. Например, в книге - "Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь. Том V. М. Кучково поле, 2014". В аннотации к этому словарю сказано, что главным источником при составлении биографий комдивов послужили архивные документы, находящиеся на хранении в Главном управлении кадров и Центральном архиве Министерства обороны РФ.
Во-вторых, еще 26 июня 1941 года (на четвертый день войны - авт.) начальник 3-го Управления НКО майор госбезопасности А. Н. Михеев направил комиссару 1-го ранга Л. 3. Мехлису донесение: «По сообщению начальника 3[-го] отдела 6-й стрелковой дивизии тов. Маркеева, положение в районе Слуцк — Бобруйск катастрофическое. Сегодня в 10.00 передовые отряды противника заняли город Слуцк. Противопоставить танкам и авиации нечего. Ценности попадают в руки врагов. Командование растерялось. Просит принятия срочных мер. Считает, что для восстановления положения потребуется десятка 2–3 танков и авиации» (2). Фраза о том, что "командование растерялось" вполне могла привести к преданию суду трибунала.
В то же время, надо иметь в виду, что из списков советских Вооружённых Сил комдив-6 полковник М.А. Попсуй-Шапко был исключён 30 июня 1949 года с формулировкой: «Пропал без вести в августе 1941 г.», а о его расстреле говорилось в более ранних по времени документах ГУКа. При этом, подчеркивалось, что - это неофициальные данные. В 1949 году ГУК уже обладал уточненной информацией, получив ответ из МГБ СССР на свой запрос от 7 января 1949 года. И этот ответа следовало, что какой-либо информацией о расстреле М.А. Попсуя-Шапко органы госбезопасности не располагают.
Постскриптум. Имя полковника М.А. Попсуя-Шапко увековечено в городе Кричеве на восточном берегу реки Сож, там установлена мемориальная плита с надписью:
«Здесь на рубеже реки Сож в июле - августе 1941 г. в ожесточенных боях успешно отражали непрерывные атаки превосходящих сил фашистов героические соединения 13-й армии:
132-я стр. дивизия генерала Бирюзова С. С.
137-я стр. дивизия полковника Гришина И. Т.
4-й воздушно-десантный корпус генерала Жадова А. С.
6-я Орловская Краснознаменная дивизия полковника Папсуй-Шапко М. А.
Ленинградский коммунистический батальон полковника Осташенко Ф. А. и др. воинские части.
Вечная слава героям, павшим за свободу и независимость нашей Родины».
[1]Командир корпуса генерал-майор Э.Я. Магон (погиб 14 августа 1941 г. при прорыве из окружения). 12 июля 1941 г. штаб 13-й армии был разбит, вместо тяжело раненого командующего генерал-лейтенанта Ф.Н. Ремезова, был назначен генерал-лейтенант В.Ф. Герасименко, который 27 июля был сменён генерал-майором К.Д. Голубевым.
(2) РГВА Ф. 9. Оп. 39. Д. 98. Л. 1. Опубликовано: М. И. Мельтюхов. Начальный период войны в документах военной контрразведки (22 июня — 9 июля 1941 г.) в сборнике "Трагедия 1941-го. Причины катастрофы". М. Яуза; Эксмо, 2008)