24 марта в Волгограде на площадке регионального штаба Народного фронта «За Россию» состоялось совещание с участием представителей областного главка МВД, природоохранной прокуратуры, Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской области, облкомприроды, а также департамента городского хозяйства администрации Волгограда. Мероприятие модерировал сопредседатель регионального штаба Народного фронта «За Россию» Антон Лукаш.
Амбициозные задачи
В ходе заседания представители администрации региона сообщили о подготовке к реализации масштабных проектов по ликвидации «Белого моря» - опасного шламонакопителя, доставшегося области в наследство после банкротства завода «Химпром», а также сразу трёх крупных свалок бытовых отходов на территории Тракторозаводского, Ворошиловского и Красноармейского районов.
По словам заместителя председателя комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области Ирины Паниной, перечисленные проекты находятся на финальной стадии согласования и, по планам региональных властей, должны войти в федеральный проект «Генеральная уборка», реализация которого запланирована до 2030 года.
Работа над ошибками
Заслушав доклад, общественники смогли обменяться мнениями с представителем облкомприроды по наиболее острым вопросам. В частности, активисты Народного фронта поинтересовались, какова судьба мусорных полигонов в Камышине, Урюпинске, Дубовке, а также в Среднеахтубинском районе и в Кировском районе Волгограда которые ранее уже прошли процедуру очистки, однако из-за действий недобросовестного подрядчика работы оказались выполнены лишь отчасти.
Ирина Панина сообщила, что в настоящее время власти пытаются в судебном порядке восстановить справедливость, взыскав суммы, необходимые для завершения проектов, с нерадивых исполнителей. Ситуацию осложняет то обстоятельство, что разработанная ранее дорогостоящая проектно-сметная документация уже потеряла свою актуальность и теперь для ликвидации допущенных недочётов необходимо заново провести комплекс научных изысканий и собрать пакет документов. Ликвидация данных свалок - важная работа, которая имеет особое значение для жителей близлежащих населённых пунктов. По информации облкомприроды, ситуация с данными проектами находится на контроле и будет доведена до логического завершения, однако этот процесс обещает несколько затянуться.
С оглядкой на лидеров
Во время дискуссии Ирина Панина подвела итоги поездки делегации Волгоградской области в город Красногорск. В ходе визита чиновники облкомприроды изучили опыт коллег по организации мониторинга за вывозом как бытовых, так и строительных отходов, а также поэтапного внедрения эффективных практик по раздельному сбору ТКО.
Отдельное внимание делегаты из Волгоградской области уделили изучению муниципальной и региональной нормативно-правовой базы в сфере обращения с отходами.
Вернулись домой чиновники с воистину революционными планами – переписать региональное законодательство с учётом опыта Московской области. Как уточнила представитель облкомпроды, сейчас даже используемая в документах терминология не соответствует ни реалиям на «земле», ни актуальному федеральному законодательству.
Но вернулись в Волгоградскую область специалисты не только с моральным импульсом на новые свершения, но и с вполне себе осязаемыми подарками от правительства Московской области. В ближайшее время в Волгограде на безвозмездной основе начнётся установка фандоматов для приёма пластиковой тары. В планах облкомприроды оснастить аппаратами по приему тары места наибольшей концентрации людей: железнодорожные и автовокзалы, торговые центры и сетевые магазины, а также вузы.
В настоящее время на эту инициативу уже откликнулись представители торговых сетей «Пятёрочка» и «Вкусвилл». Ещё дальше пошли в ПривЖД и уже подписали соглашение об установке фандоматов на вокзале «Волгоград-I». Близятся к финалу переговоры между компанией-оператором программы по сбору пластика и руководством «Волгоградского политехнического университета».
Серая зона и мусорная фортификация
Помимо приведения регионального законодательства в сфере обращения с отходами в соответствие с федеральной нормативно-правовой базой, в рамках своей законотворческой инициативы облкомприроды решил замахнуться ещё на одну амбициозную задачу - дать бой несанкционированным свалкам строительных отходов. Самая настоящая обваловка из груд битого кирпича и железобетонных конструкций наблюдается на пустырях в Красноармейском, Кировском, Дзержинском и других районах.
По словам Ирины Паниной, объём строительных отходов на территории Волгоградской области, не только не уступает, но и, напротив, превышает объёмы твёрдых коммунальных отходов, образующихся в повседневной жизни рядовых граждан. При этом если в случае с ТКО существует региональный оператор, который отвечает за своевременный вывоз отходов и находится под условным контролем властей, то сфера обращения со строительными отходами до последнего времени вообще никак не регулировалась.
Ни для кого не секрет, что за последние десять лет в Волгоградской области многократно возросла строительная активность: частный бизнес осваивает городские окраины, возводя новые высотные кварталы, государство расселяет и сносит сотни аварийным многоквартирных домов. Но куда деваются тысячи тонн строительных отходов, образующихся при всей этой деятельности? Как выяснилось в ходе совещания, до последнего времени, кроме общественников, этот вопрос никого не беспокоил.
На протяжении многих лет даже муниципальные контракты, заключаемые администрацией Волгограда – крупнейшей в регионе городской агломерацией – не содержали требований к подрядчику о вывозе отходов на сертифицированный полигон с подтверждением данного факта соответствующими документами. В договорах лишь прописывалась необходимость освобождения того или иного земельного участка от строительных конструкций. В такой ситуации о сознательности частных компаний и говорить не приходится.
Чтобы раз и навсегда переломить существующее положение дел, облкомприроды намерен прописать в региональной нормативно-правовой базе порядок обращения со строительными отходами. В планах чиновников – по сути с нуля создать многоуровневую систему контроля. Для этого предполагается прописать для организаций, привлекаемых к утилизации строительных отходов такие же требования, какие уже предусмотрены для компаний, привлекаемых к транспортировке ТКО. В частности, специалисты планируют обязать подрядчиков оснащать машины GPS и ГЛОНАСС-трекерами, позволяющими отслеживать их маршрут от точки погрузки строительных отходов до их доставки на специализированный полигон.
Кроме того, в настоящее время власти прорабатывают ряд подходов по наиболее эффективному мониторингу вывозимых объёмов строительного мусора. Общественники рекомендовали облкомприроды присмотреться к опыту соседних регионов, где при разборке зданий и утилизации строительных отходов подрядчик в обязательном порядке предоставляет документ о выгрузке на специализированный полигон объёма строительного мусора, равного плановым показателям, прописанным в техническом задании контракта.
Несколько недель назад в профильном комитете администрации Волгоградской области была создана комиссия по детальной проработке этих поправок в региональную нормативно-правую базу. К данной работе должны также подключиться волгоградские вузы: институт права ВолГУ поможет с правовой экспертизой разрабатываемых документов, а специалисты ВолГТУ - с созданием электронной системы контроля за оборотом строительных отходов. Как ожидается, обновление нормативно-правовой базы региона должно произойти уже во второй половине 2023 года.
Не пойман — не вор
Ещё одной важной темой, затронутой в ходе совещания на площадке Народного фронта, стало финансирование работ по ликвидации относительно небольших, но многочисленных скоплений отходов.
- По законодательству, ответственность за стихийные свалки несет или же лицо, организовавшее доставку и выгрузку в неположенном месте скопления отходов, или же владелец участка, - пояснил заместитель руководителя Межмуниципального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Александр Галушкин.
При этом установить лицо, вывезшее на тот или иной пустырь отходы, не всегда представляется возможным. Учитывая, что львиная доля не использующихся земель населённых пунктов не разграничена и находится в муниципальной собственности, в итоге ответственность за деятельность «серых» мусоровозов вынуждена нести местная администрация. И, если в случае с масштабными свалками ситуация с источниками финансирования работ по их ликвидации более-менее ясна – власти могут рассчитывать на федеральную поддержку, то со скоплениями мусора средних и относительно небольших масштабов всё куда сложнее. Их уборка полностью ложится на местные бюджеты, которые, прямо сказать, далеко не все могут похвастаться наличием профицита средств.
Для ликвидации такого рода объектов используют финансы, поступающие в бюджет в рамках уплаты юридическими и физическими лицами штрафов за нанесение вреда окружающей среде, а также компенсационных выплат при строительстве тех или иных капитальных объектов. Такие экологические платежи с недавних пор «окрашены» и проходят отдельной строкой в финансовых документах. Эти средства можно потратить лишь на определённые виды работ, перечень которых устанавливается Правительством РФ. В этот список входит в том числе и ликвидация объектов, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду.
Но и этих средств недостаточно, чтобы набрать темп, достаточный для заметного улучшения ситуации с незаконными свалками.
- По результатам работы, проведённой в 2022 году Росприроднадзором, в суд направлено 30 исков, предусматривающих понуждение органов местного самоуправления к ликвидации данных свалок, - подчеркнул Александр Куртуков. – Наиболее серьёзными проблемами, мешающими наведению порядка в этой сфере, выступают отсутствие межевания территории и нежелание или неумение властей эффективно контролировать ситуацию на подведомственной территории, а также фактическое отсутствие финансирования для ликвидации свалок.
Общественники предложили облкомприроды проработать возможность создания реестра незаконных свалок с дальнейшим прицелом на оперативное включение данных объектов в существующие или же в перспективные федеральные программы.
Видеоконтроль, как повод задуматься
Ещё одной темой совещания стали планы властей по установке камер круглосуточного видеонаблюдения за наиболее проблемными участками, куда неизвестные регулярно вывозят отходы.
Впервые об этой инициативе облкомприроды стало известно в 2022 году. Буквально несколько недель назад, в марте 2023 года, власти приступили к реализации этих планов. В течение весны первые камеры должны появиться Краснооктябрьском районе Волгограда. При этом о себе вновь даёт знать сдерживающий фактор в виде ограниченных финансов – установка оборудования возложена на бюджеты муниципальных образований. Кроме того, в настоящее время до конца непонятен и механизм работы данных устройств, ведь для эффективного опознания транспортного средства необходимо зафиксировать его номер, а сделать это в условиях плохой освещённости, небольшого количества камер и широкого угла обзора – не самая простая задача.
Тём не менее, представитель МВД России по Волгоградской области, присутствующий на заседании, выразил определённую надежду, что камеры помогут полицейским в установлении личностей злоумышленников, незаконно осуществляющих сброс отходов.
В 2022 году только по линии регионального главка МВД были составлены 1154 протокола по фактам нарушений в сфере экологии. Естественно, что сбор доказательной базы требует от правоохранителей колоссального количества времени и, подчас, смекалки. Камеры видеонаблюдения в теории могли бы стать хорошим подспорьем для ускорения данной работы.
Со своей инициативой к полицейским обратились активисты Народного фронта. Общественники предложили правоохранителям изучить возможность участия в профилактических рейдах, организуемых добровольцами по жалобам жителей региона. Официальное сопровождение полицейскими таких мероприятий помогло бы снять множество проблемных вопросов, возникающих при взаимодействии активистов с представителями частного бизнеса.
Ветвь раздора
Не могли эксперты обойти вниманием и ситуацию с растительными отходами. Напомним, как уже не раз сообщал РИАЦ, из-за противоречий в федеральном законодательстве в Волгоградской области сложилась непростая ситуация с обращением с растительными отходами. Всё дело в том, что по федеральному законодательству региональный оператор «Ситиматик-Волгоград» обязан вывозить лишь ТКО. Последними признаются отходы, образующиеся внутри жилых помещений. Ветки, листва и сухая трава с участка, прилегающего к многоквартирному дому, попадают в «серую» зону. При этом Правительством РФ утверждена методика расчёта региональных тарифов, где отдельным пунктом предписано при её разработке учитывать расходы на работу с отходами, образующимися при уборке придомовой территории.
По информации комитета тарифного регулирования Волгоградской области, соответствующие требования на территории региона выполняются в полном объёме. Расходы, которые необходимы для вывоза растительных отходов, образующихся при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками и образованные на придомовой территории, включены в текущий тариф. Тем не менее, трактуя противоречия в федеральной нормативно-правовой базе в свою пользу, компания «Ситиматик-Волгоград» не спешит выполнять данные обязательства.
Сложившая ситуация провоцирует возникновение множества стихийных свалок из веток, травы и листвы. Вопрос разрешения описанных противоречий, конечно, выходит за рамки компетенций участников совещания, однако представитель облкомприроды рассказала о мерах, предпринимаемых для купирования возникновения скоплений такого рода отходов. Так, буквально на днях состоялось заседание, в котором приняли участие представители региональной администрации, муниципальных образований Волгоградской области, а также владельцев крупных полигонов ТКО. В результате последние согласились принять на безвозмездной основе определённый объём растительных отходов. Соответствующие квоты распределены между населёнными пунктами и будут использованы властями для ликвидации стихийных свалок сухостоя в рамках весеннего месячника по благоустройству.