Павел Анисимов: По поводу единого государственного экзамена. Мы Болонскую систему отметили, как не самую удачную, а ЕГЭ у нас остаётся, хотя в Минпросвещения связи между ЕГЭ и Болонской системой нет, по крайней мере нам так заявляют.
Сергей Михеев: Зацепились они за ЕГЭ может для того, чтобы не говорить о чем-то более серьёзном. Что касается самого ЕГЭ и Болонской системы, там чёрт ногу сломит, честно говоря. Вот говорят, что мы её отменили, а я считаю, что мы ничего не отменили. А что мы там отменили? Какая-то бесконечная чехарда разговоров: про бакалавров, магистров, то ли будет, то ли не будет, то ли один год, то ли два, то ли будет приравнивается, то ли нет. Пока всё это на уровне слухов, никакой окончательно утвержденной модели нет. Пока только есть дискуссии, поэтому я бы не торопился говорить, что мы отменили Болонскую систему, это первое.
Что касается ЕГЭ, то тут они как-то смещают акценты в сторону того, что ребята из регионов могут. Мне кажется, проблема ЕГЭ не в этом совсем, а в том, что на самом деле вся система оценки знания некачественная: система тестов, система галочек, система «да/нет/не знаю», которая на самом деле не проверяет качество знаний и их глубину, а натаскивает ставить галочки в определённых квадратиках – вот в чем главная проблема ЕГЭ, как мне кажется, а вовсе не в том, будут эти какие-то ребята куда-то ехать или не будут.
В целом при вроде бы как внешнем росте технической обеспеченности образовательного процесса: компьютеры разные, разные электронные доски, дневники и прочее, – падает реальное качество, вот в чем дело. Оно сводится к тому, где как правильно поставить галочку, к в общем-то довольно идиотским вопросам, которые вообще никакого отношения или очень отдаленное отношение имеют к действительно глубоким знаниям. Вот в чем проблема.