«В 1974 году Queen выпустили альбом, который определил их звучание и отразил грандиозные планы музыкантов, подтвердив их непоколебимую веру в собственные силы. Это история о том, как зарождалась легенда под названием "Queen II".
«Долгое время это был мой любимый альбом Queen, который опередил только "Made in Heaven". Последний я считаю, возможно, самым глубоким альбомом Queen, потому что мы записали его после ухода Фредди. Тем не менее мне всегда очень нравился наш второй альбом, с которым мы совершили самый большой скачок в творческом плане за всю нашу карьеру». То, что Брайан Мэй с таким энтузиазмом вспоминает о "Queen II", записи, над которой он работал около пятидесяти лет назад, говорит о многом.
Несомненно, "Queen II" – это альбом, который предопределил путь группы, её будущее неповторимое звучание. От обложки в стиле Марлен Дитрих до тематических разделов "Светлый" и "Темный" – все говорит о том, что перед нами группа с огромным честолюбием. И, надо признаться, что этот альбом, спустя десятилетия, сохраняет свою ошеломляющую привлекательность. Это действительно редкость.
«Я не думаю, что по звучанию есть похожий альбом», - замечает Роджер Тейлор, находясь в своей вместительной студии в Суррее. «Тогда мы были совершенно не такими, как остальные…мы обрели ментальную неповторимость, групповую неповторимость и просто делали то, что считали нужным».
«Я по-прежнему хорошо помню тот период, время нашего становления, - продолжает он. – Постепенно мы начинали обретать то звучание, которое пока существовало на уровне инстинктов. Первый альбом был записан, когда в студии никого не было. "Queen II" же стал достаточно цельной вещью, а не просто песнями, включенными в альбом, как это было с первым. И мы действительно начали расширять возможности студии с точки зрения музыкальных наложений и вокала. Это позволило нам осознать, что у нас много вокальной мощи, что мы способны значительно расширить свои возможности. В этом альбоме очень много сложных вещей».
С самого начала у них было грандиозное художественное видение, которое пришло из искусства и поэзии. Каждый из них получил прекрасное образование, и именно в стенах лондонского колледжа однажды познакомились Брайан Мэй и Роджер Тейлор, создатели группы Smile. Сейчас Роджер Тейлор легко подбирает слова, описывающие их отношения с молодым Меркьюри. «Он был нашим другом, который вдохнул в нас много творческой силы».
Фредди Меркьюри в итоге и придумал название для этой новой группы. «У меня есть соответствующая запись в дневнике, - уточняет Тейлор. – Мы решили, что самым подходящим названием для группы является "Queen", хотя до этого собирались назвать её "Build Your Own Boat"».
На успех группы также повлияла их позиция по отношению к музыкальным менеджерам. «Мы были слишком независимыми, чтобы кто-то говорил нам то, что нужно делать», - признается Роджер Тейлор.
Тем не менее первая запись позволила им наладить творческие отношения с продюсером "Trident" Роем Томасом Бейкером и его инженером Майком Стоуном. Интересно, что Бейкер начал свою карьеру в Decca Records, где научился записывать классическую музыку. И это сыграло свою роль в отношениях с группой, которая предпочитала создавать сложные музыкальные гармонии.
«Мы хотели, чтобы все звучало и выглядело грандиозно, - рассказывает Тейлор. – Сейчас это кажется очень немодным, но тогда мы действительного этого хотели».
Queen были знакомы со студией "Trident" со времени записи первого альбома, и этот опыт точно нельзя назвать положительным.
«Я не был доволен звучанием своих барабанов, - говорит Роджер Тейлор о дебютной пластинке группы. – "Trident" известны своим статичным звучанием барабанов, которое было очень модным в то время. Это было на альбомах Элтона и Боуи. Мне же хотелось чего-то другого, запоминающегося. На втором альбоме все стало получаться так, как я хотел».
Хотя предполагалось, что все записи будут дневными, Тейлор вспоминает несколько ночных сессий. Тогда одной из основных задач Меркьюри было заставить Роя Томаса Бейкера посетить музей "Тейт", чтобы посмотреть картину Ричарда Дадда "The Fairy Feller’s Master-Stroke", которая вдохновила певца на создание невероятной песни с тем же названием.
«На самом деле это было похоже на откупоривание бутылки, - вспоминает Мэй. – Во время записи первого альбома в студии нам почти не давали времени на работу, поэтому о творческом удовлетворении не могло быть и речи. И только в период записи "Queen II" мы наконец-то начали использовать все студийные возможности. Тогда мы очень тесно сотрудничали с Роем. Так что это можно сравнить с работой художника, который впервые использует полную палитру цветов».
«Конечно, это было только начало, и Джон еще не писал песен…или не показывал нам это, - продолжает Мэй. – Роджер тоже был на ранней стадии своего писательского таланта. Он находился в собственном пространстве, поэтому его трек "The Loser in the End" в некотором роде остался в другой плоскости альбома. Мы с Фредди тогда очень многое обсуждали, в том числе делясь собственными фантазиями о том, каким нам видится этот альбом».
«Идея о "черных" и "белых" сторонах, упоминание о королевах и эльфах – все это было в наших головах довольно долгое время. Это было действительно потрясающе – прийти и воплотить то, что наполняет тебя. То была мечта, ставшая реальностью».
Песни, написанные Мэем и Меркьюри, были фантастическими, романтическими и необычными, что не кажется случайностью. Влияние, которое тогда испытывали на себе музыканты, было очень разнообразным и вместительным: "The Fairy Feller’s Master-Stroke", как уже говорилось ранее, была вдохновлена соответствующей картиной Дадда («В этой картине множество слоев, которые Фредди пытался воплотить в звуке», - рассказывает Мэй); "White Queen (As It Began)" – стихотворной работой Грейвса, в которой Мэй увидел описание своих первых чувств к девушке из колледжа; "Procession", "Father to Son", "The March of the Black Queen" и "Ogre Battle" тематически были похожими мелодиями, которые требовали некой музыкальной избыточности.
«Я полагаю, мы пришли из очень необычного места. На самом деле я всегда считал, что нам очень повезло с тем, с чем мы столкнулись в нашем детстве», - говорит Мэй об идеях, которые звучат в этих песнях. «В те дни еще не было того привычного рок-мира, что мы знаем сейчас, и мы впитывали то, что было вокруг. Тогда на телевидении и радио было не так много телеканалов, как теперь. Мы впитывали все, что нас тогда окружало, благодаря чему получили очень широкое представление о жизни и искусстве».
«То, что мы выразили, было чем-то личным, однако оно было подпитано искусством, с которым мы познакомились. Огромный спектр музыки, от Мантовани и польки "Гром и молния", Бетховена и Чайковского, до мюзикл-холла и классического джаза».
«Мы, должно быть, работали изо всех сил, - вспоминает Роджер Тейлор. – У нас было столько дорожек с вокалом, и мы использовали такие вещи, как клавесин и фортепиано. У меня также был специальный малый барабан.
Для нас это стало действительно экспериментальной записью: тогда мы впервые прокрутили кассету в обратном направлении. Я думаю, это предложил Брайан. Он всегда был абсолютным перфекционистом со своей удивительной гитарой. Он также прекрасно чувствует гармонии, для чего нужно быть почти математиком. Это действительно очень непросто. Я всегда удивлялся, а иногда и раздражался, сколько времени ему требовалось, чтобы что-то сделать».
«Мы создали разные части общей картины, - вспоминает Мэй, - а затем перенесли их на стереосистему. И здесь было просто невозможно вернуться к предыдущему уровню. Так, например, мы записывали множество вокальных партий, и если мы что-то изменяли, то вернуться к прежнему результату было невозможно».
Тогда начали проявляться разные подходы к работе у Queen и Роя Томаса Бейкера. «С Роем было сложно, - признается Роджер Тейлор. – Он прекрасно знал все возможности студии и работал над материалом Марка Болана. Он был веселым, но в то же время достаточно неумолимым с нами. Иногда мы делали бесчисленное число дублей по непонятным для меня причинам. Так Рой притворялся перфекционистом».
«Где-то в середине "Father to Son" есть место, это, я думаю, начало второго куплета, когда внезапно вступает армия гитар. До сих пор помню, как услышал это в своей голове; не уверен, сколько там гитар, но для меня это звучало как целый гитарный оркестр. Это возвращалось ко мне снова и снова с той поры, как я впервые услышал, как Джефф Бек исполняет "Hi Ho Silver Lining"».
«Мы с самого начала планировали сделать это большим, - соглашается Тейлор. – Нам хотелось протестировать студию, чтобы понять, как далеко мы можем зайти. Есть трек "The Fairy Feller’s Master-Stroke", который на самом деле не является лучшим миксом, но вокально и технически он достаточно сложный, где ряды гармоний накладываются друг на друга. Это действительно сложное музыкальное произведение». И далее: «Этот альбом появился после трех лет напряженной работы, длительных репетиций и обсуждения самых невероятных идей. При этом мы испытывали разные влияния, которые иногда в чем-то совпадали. На тот момент Фредди доминировал в нашем творчестве. Он был тем, кто писал очень сложные вещи только потому, что так работал его мозг. У него действительно было много энергии».
Сингл "Seven Seas of Rhye", спрятанный в конце альбома, стал настоящим музыкальным эпосом, где есть отсылки к греческой мифологии, не без исключения британского юмора.
«Все, включая кухонную раковину, было брошено на то, чтобы этот сингл стал в итоге хитом, - рассказывает Мэй. –Здесь не было давления, однако всем хотелось, чтобы наш сингл прозвучал на радио. Это было ближайшей целью, к которой мы отчаянно стремились».
Выпущенный в феврале 1974 года, на две недели раньше своего родительского альбома, "Seven Seas of Rhye" достиг 10-й строчки в британском чарте.
«Мы пытались втиснуть целый мир в две пластинки винила, - вспоминает Мэй. – Это необычно, и мы хотели сделать это необычно. После этого мы совершили крутой поворот, и альбом "Sheer Heart Attack" имеет ясный фокус, в то время как "Queen II" поражает вас необъятностью, с которой можно соприкоснуться».
С самого начала "Queen II" должен был стать чем-то большим, чем обычной суммой из нескольких частей. Идея двуполярности, "белой" и "черной" стороны, основана на очень широком эстетическом воображении музыкантов, на их личностном опыте.
«Это должно было стать почти стилем жизни, - поясняет Тейлор. – Нам понравилась эта идея, и мы переместили большую часть самых сложных вещей на "Черную" сторону, а более легкие вещи на "Белую". Это была своего рода концепция, но довольно расплывчатая».
«Люди красили ногти в белый цвет на одной руке и в черный на другой. И было очень приятно видеть шок на лицах сотрудников авиакомпании, когда они замечали, что у парня накрашены ногти. Добавим к этому, что мы тогда носили женскую одежду. Это было то, что мы носили на сцене, только черно-белое. То был хороший контраст, особенно с точки зрения освещения. Мы не носили джинсы на сцене».
Отзывы критиков на "Queen II" были весьма неоднозначными: так, журнал "Creem" назвал альбом "глупым", а "Melody Maker" посчитал, что здесь "нет глубины звука".
«Они действительно повлияли на нас, - соглашается Роджер Тейлор. – Через некоторое время у нас появился иммунитет, когда мы просто решили, что не будем замечать их. Тем не менее они повлияли на нас. И мы усердно работали, чтобы создать интересную и сложную вещь, довольно революционную запись. Я не помню, что они тогда сказали, но да, это разозлило нас. В те дни никому не разрешалось быть внешне амбициозным, и это весьма глупо. Это так по-английски, вся эта культура зависти. Весьма странный подход англичан, но в этом есть элемент комедии».
«У нас было общее чувство юмора – очень полезное качество, - рассказывает Мэй. – Это был особый способ общения с миром, потому что, когда вы постоянно подвергаетесь нападкам, вас может спасти только что-то мощное и цельное, например, чувство юмора. И я по-прежнему думаю, что чувство юмора Фредди, его способность к самоиронии так и остались недооценёнными».
«Он обладал удивительной способностью легко смотреть на себя со стороны, спокойно относиться к своему творчеству. «Мои песни – это использованная бумага, которую потом можно выбросить», - говорил он. И он был первым человеком из знаменитостей, который легко опускался на землю, хотя все его считали довольно напыщенным. Он прекрасно осознавал образ, который создавал».
Тогда же Queen отправились на гастроли с Mott the Hoople. Несмотря на ироничное отношение старших коллег к поведению Queen, которые приходили на репетиции в красивых сценических костюмах, эти группы прекрасно выступили вместе. Они также путешествовали вместе на автобусе.
«Тогда гастроли были совсем другими, - ностальгирует Роджер Тейлор. – Отели в этой стране (Англии) были просто ужасными. Не было особого выбора, кроме "Forte Group" (британская гостиничная и ресторанная компания. – Прим. пер.), где самым большим шиком было получить сэндвич у ночного портье. Мы многому тогда научились у Mott the Hoople. Когда мы приехали в Америку, местные гостиницы показались нам роскошными. Мы особо никого не звали, но всегда оставляли двери открытыми для тех, кто хотел прийти и выпить – иногда приходили сотни людей. Это было очень весело».
«Мы также позаимствовали у Mott the Hoople множество идей о постановке шоу. Сейчас это кажется очень простым, но тогда это действительно было необычно и интересно. Иэн Хантер был очень хорош в этом. В некотором роде, я думаю, мы подарили им прекрасный шанс заработать деньги. Мы выступали около получаса, и "Liar" игралась 8 минут…Тогда мы планировали спеть несколько мощных песен и уйти, надеясь, что нас вызовут на бис. Думаю, Иэн Хантер сомневался, стоит ли нам разрешать выходить».
Реакция зрителей на их выступления была разной. «Одна ночь была хороша, а другая выходила просто ужасной», - рассказывает Роджер Тейлор.
Он плохо помнит сами шоу, но вспоминает два "Мерседеса", на которых они разъезжали по Австралии, к большому неудовольствию местных жителей. «Конечно, Фредди все это очень нравилось. Это было невероятно весело».
Тем не менее это длилось недолго. В июле они вернулись в студию, где принялись работать над будущим альбомом "Sheer Heart Attack". Он, а также последующий шедевр "A Night at the Opera", не были возможны без опыта "Queen II".
Из всех их записей именно "Queen II" фанаты и музыканты называют поворотным случаем для всей тяжелой рок-музыки. Эксл Роуз, Билли Корган и Стив Вай отмечают, что этот альбом оказал на них огромное влияние.
«Я помню, признается Роджер Тейлор, - как мне однажды сказал Рой Томас Бейкер: «Что вы будете делать, если этот альбом провалится?» «Он не провалится», - ответил я. Он, скорее всего, мне не поверил, однако мы по-прежнему очень сильно верили в себя, не знаю, почему.
Мы не думали обо всех этих атрибутах красивой рок-жизни. Сейчас люди хотят мгновенного удовлетворения, сразу иметь "Бентли" и дом в Голливуде. Мы же просто создавали музыку, которая нам нравилась. Конечно, здесь было много желания Фредди, поскольку у него был невероятный личностный драйв. Он всегда говорил: «Не волнуйтесь, дорогие, талант когда-нибудь обязательно проявится». И я думаю, так оно и есть».
Данная статья представляет из себя перевод публикации британского музыкального журнала «Classic Rock» под названием «У нас было желание сделать что-то экстраординарное» - как Queen нашли свое звучание и сделали "Queen II"» (2021 г.).