Найти тему

167 лет со дня рождения В. В. Матэ

6 марта исполняется 167 лет со дня рождения художника-графика и гравёра, известного педагога Василия Васильевича Матэ. Художественное образование Матэ получил в Рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Императорской Академии художеств. В 1880 году молодого рисовальщика отправили в Париж, где он учился технике офорта у Гайяра, а также совершенствовался в ксилографии у Паннемакеров. Вернувшись в Санкт-Петербург, Василий Матэ быстро стал одним из самых востребованных в Российской империи гравёров конца XIX века. За почти сорокалетний период работы Матэ исполнил колоссальное количество репродукционных листов в технике ксилографии и офорта. В гравюрах Матэ поражают артистизм и техническая изощренность резьбы, умение точно передавать все своеобразие живописного почерка крупнейших русских художников-реалистов, работы которых он воспроизводил.

Матэ Василий (Иоганн Вильгельм) Васильевич (1856–1917) 
С оригинала И. Е. Репина
Портрет П. М. Третьякова
1894
Офорт, сухая игла
НИМ РАХ
Матэ Василий (Иоганн Вильгельм) Васильевич (1856–1917) С оригинала И. Е. Репина Портрет П. М. Третьякова 1894 Офорт, сухая игла НИМ РАХ

Матэ обучал различным техникам гравюры Илью Репина, Валентина Серова, Исаака Левитана, Бориса Кустодиева, Константина Сомова, Евгения Лансере, Льва Бакста, Константина Юона. Учениками мастера были такие впоследствии знаменитые граверы, как Анна Остроумова-Лебедева, Иван Павлов, Павел Шиллинговский.

Матэ Василий (Иоганн Вильгельм) Васильевич (1856–1917)
Портрет М. М. Антокольского
Конец XIX века
Офорт, сухая игла
НИМ РАХ
Матэ Василий (Иоганн Вильгельм) Васильевич (1856–1917) Портрет М. М. Антокольского Конец XIX века Офорт, сухая игла НИМ РАХ

«Тон бумаги в соединении с штрихами, глубоко впившимися в бумагу, дает тон непередаваемой красоты <…> Гравер не есть скучный копиист, а создатель нового мира образов, где картину художника он переводит на свой язык, придает новые оттенки… Гравер делает это проникновеннее равнодушного объектива».


И. Н. Павлов. Моя жизнь и встречи.

«… гравер переносит в гравюрную копию свою индивидуальность, которая всегда, сочетаясь с вдохновением автора-художника, создает новое произведение, полное жизни и такой прелести, какую оценит и сам автор картины».

В. В. Матэ. Гравюра и ее самостоятельное значение.

Матэ Василий (Иоганн Вильгельм) Васильевич (1856 —1917)
С оригинала И. Н. Крамского
И. И. Шишкина
Конец XIX века
Офорт, сухая игла
НИМ РАХ
Матэ Василий (Иоганн Вильгельм) Васильевич (1856 —1917) С оригинала И. Н. Крамского И. И. Шишкина Конец XIX века Офорт, сухая игла НИМ РАХ
Матэ Василий (Иоганн Вильгельм) Васильевич (1856 —1917)
Портрет И. Е. Репина
Конец XIX — начало XX вв.
Бумага, офорт.
НИМ РАХ
Матэ Василий (Иоганн Вильгельм) Васильевич (1856 —1917) Портрет И. Е. Репина Конец XIX — начало XX вв. Бумага, офорт. НИМ РАХ