Ссоры в начальных классах между учениками — это не редкость, а скорее правило. Без них не обходится практически ни одна учебная неделя.
Вчерашние малыши по большому счету пока еще только учатся общаться. И это не может не повлечь за собой напряжения отношений, вплоть до открытых конфликтов.
Нельзя избежать всех конфликтов, ведь они периодически возникают в любой семье, школе и т.д. Нужно научиться правильно их решать.
Конфликты часто происходят из-за неумения грамотно, правильно предъявлять претензии.
В своих классах я давно практикую такой прием для профилактики конфликтов как «Предъявление претензий.
А что же такое претензии?
Давайте порассуждаем.
Сейчас я предъявлю вам 2 варианта претензий:
1-й: Ты такой безответственный, как всегда не помыл посуду!
2-й: Ты сегодня не помыл посуду!
Какой вариант вам было легче выслушивать?
Что было менее обидным?
Почему 2-й вариант лучше, менее обидный?
(потому что во 2-м варианте мы не оцениваем человека целиком, а сообщаем ему претензию по конкретному поступку, действию…)
Второй вариант предъявления претензий более грамотный.
Мы с ребятами обсудили слова-запреты:
· как всегда
· опять
· снова
· вечно
Эти слова договорились не использовать при предъявлении претензий!
В первом-втором классе в конце недели мои ученики учились грамотно предъявлять претензии на конкретный поступок или действие тех ребят, которые нарушили установленные рамки поведения культурного человека в обществе.
Сначала «нарушители» удивлялись претензиям, ведь они даже не задумывались, что кому-то могут быть неприятны их слова и действия.
Ведь дома и во дворе у них это считается нормой.
Теперь постепенно каждый ребенок старается подумать: будет ли моя выходка приятна тому, к кому она относится? (Если я напрыгну на нее сзади неожиданно, это шутка или обидное действие?)
Конечно, претензии появляются вновь и вновь, но все же их гораздо меньше.
А вы умеете грамотно предъявлять претензии? Или до сих пор пользуетесь словами – «запретами»?