Что такое адаптивная физическая культура
Адаптивная физическая культура — это проект физиологического обучения, который призван удовлетворить личные двигательные, а кроме того эмоциональные потребности людей с ограниченными возможностями здоровья и помочь им справиться с трудностями, сопряженными с инвалидностью.
Часто занятия адаптивной физической культурой для детей с ОВЗ носят характер восстановления, нахождения утраченной связи с миром. АФК включает необходимые психологические инструменты для восстановления связи с социумом.
АФК: нормативно-правовая база
Начиная с 2021 года существенно обновилась нормативно-правовая база общего образования: появились ФГОС третьего поколения, федеральные образовательные программы и др. Изменения коснулись и работы с детьми с ОВЗ в школе.
В соответствии с последними изменениями ФГОС на всех уровнях общего образования — начального (1–4 классы), основного (5–9 классы) и среднего (10–11 классы) — в учебном плане предмет «Физическая культура» заменен предметом «Адаптивная физическая культура» (АФК) для всех категорий детей с ОВЗ (Приказ Министерства просвещения РФ от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования»).
Таким образом, учитель физкультуры в каждой школе должен проводить уроки адаптивной физкультуры.
Какие задачи решает АФК
Главная цель адаптивной физкультуры — улучшить и гармонизировать все грани и качества ребенка с ОВЗ, используя физические упражнения, социальные и гигиенические факторы.
Задачи АФК:
- восстановить и сформировать мышечную деятельность, двигательные навыки;
- сформировать дополнительные навыки — туристические, плавание, спортивные игры и др.;
- освободить от эмоциональных барьеров и опасений, обеспечить эмоциональный комфорт, развить познавательные навыки;
Грамотное использование педагогических и методологических инструментов позволит школьному учителю АФК обеспечить эффективную работу с детьми, страдающими нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата.
Функции адаптивной физической культуры
Практически все функции АФК имеют социально-педагогический характер:
- профилактическая — предупредить осложнения или нежелательные исходы основного заболевания;
- коррекционно-компенсаторная — достичь максимально доступной компенсации нарушений здоровья;
- образовательная — предоставить доступное обучение, включая подготовку к самостоятельной жизни и, по возможности, к труду;
- воспитательная — обеспечить возможности личностного роста, самоопределения и мотивации к активной деятельности;
- лечебно-восстановительная и оздоровительная — восстановить здоровье и обеспечить профилактику заболеваний, а также физических и эмоциональных перегрузок;
- социально-интегративная — обеспечить максимально успешную интеграцию человека в общество, в его культурную, трудовую, повседневную жизнь;
- коммуникативная — обеспечить полноценную коммуникацию с окружающими.
- Миссия педагога по АФК заключается не в достижении определенного уровня «образованности» и «развития» на разных этапах обучения, а в максимально возможной реабилитации и адаптации к реалиям жизни в социуме.
Особенности адаптивной физкультуры
Важно помнить, что для детей с ОВЗ в школе должны быть предусмотрены конкретные специальные условия обучения (ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).
Они включают использование специальных технических средств и методов обучения, организацию пространства и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ.
Например, спортивный зал должен быть оснащен необходимым оборудованием и инструментами со специальными приспособлениями, учитывающими особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
Что нужно знать учителю физкультуры, чтобы работать с детьми с ОВЗ
Чтобы вести занятия АФК, учителю физкультуры нужно пройти повышение квалификации. Сделать это можно в Контур.Школе на курсе «Адаптивная физкультура для детей с ОВЗ в условиях реализации обновленных ФГОС общего образования».
- Учителю важно знать нормативно-правовые основы работы с детьми с ОВЗ: документы федерального и регионального уровня, а также локальные акты образовательной организации. Чтобы быть в курсе всех законодательных изменений, подпишитесь на рассылку одной из справочно-правовых систем.
- Изучите психологические и физические особенности той категории детей, к которой относятся ваши ученики. Учитывайте специфику их поведения, общения и образовательные потребности.
- Познакомьтесь с системой психолого-педагогического сопровождения в вашей школе. Эту работу организует психолого-педагогический консилиум (ППк), куда могут входить тьютор, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог и другие специалисты. Участники консилиума окажут необходимую поддержку и профессиональную помощь, расскажут об индивидуальных особенностях развития ребенка, о трудностях в обучении, о характере взаимоотношений с ребенком и его родителями и т.д.
- Учитель физкультуры, как и все педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, участвует в деятельности ППк на регулярной основе.
Как создать рабочую программу по адаптивной физической культуре
Ориентир для составления рабочих программ по АФК — примерные рабочие программы по адаптивной физической культуре для всех категорий детей с ОВЗ:
- для глухих обучающихся,
- для слабослышащих и позднооглохших обучающихся,
- для слепых обучающихся,
- для слабовидящих обучающихся,
- для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи,
- для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА),
- для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР),
- для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Примерные рабочие программы дают представление о целях и общем направлении коррекционно-образовательного процесса детей с ОВЗ. Кроме того, они определяют примерное содержание предмета «АФК» с указанием видов деятельности и условий, планируемые результаты освоения программы, критерии и нормы оценки знаний и др.
Содержание программ распределено по тематическим модулям: инвариантным и вариативным.
Инвариантные, или обязательные модули направлены на разностороннюю физическую подготовленность обучающихся, освоение ими технических действий и физических упражнений. Это, например, зимние виды спорта, подвижные и спортивные игры, плавание — при наличии возможностей в школе.
Содержание вариативного модуля учитель физкультуры определяет самостоятельно с учетом:
- образовательных потребностей обучающихся;
- региональных особенностей (климатических, этнокультурных и др.);
- реабилитационного потенциала конкретного вида спорта для обучающихся с ОВЗ.
Важно не просто подобрать физическую нагрузку с учетом особенностей организма ребенка с ОВЗ, но и создать необходимую мотивацию и направить подопечного к саморазвитию.
Повышение квалификации педагогов
Разберитесь, как грамотно подбирать приемы, методы и упражнения для физического развития детей с ОВЗ в школе, на нашем онлайн-курсе «Адаптивная физическая культура для детей с ОВЗ в условиях реализации обновленных ФГОС общего образования. Повышение квалификации, 72 ак. часа».
На курсе вы:
- познакомитесь с особенностями физического и психического развития детей с ОВЗ;
- узнаете, как проектировать адаптивную и коррекционно-развивающую среду с учетом состояния здоровья обучающихся;
- получите картотеку физических упражнений для коррекции двигательных нарушений у детей с ОВЗ.
Программа соответствует профстандарту «Педагог». По окончании выдаем удостоверение о повышении квалификации.