Найти в Дзене
Контур.Школа

Адаптивная физическая культура в школе. Путеводитель для учителя

Оглавление

Что такое адаптивная физическая культура

Адаптивная физическая культура — это проект физиологического обучения, который призван удовлетворить личные двигательные, а кроме того эмоциональные потребности людей с ограниченными возможностями здоровья и помочь им справиться с трудностями, сопряженными с инвалидностью.

Часто занятия адаптивной физической культурой для детей с ОВЗ носят характер восстановления, нахождения утраченной связи с миром. АФК включает необходимые психологические инструменты для восстановления связи с социумом.

АФК: нормативно-правовая база

Начиная с 2021 года существенно обновилась нормативно-правовая база общего образования: появились ФГОС третьего поколения, федеральные образовательные программы и др. Изменения коснулись и работы с детьми с ОВЗ в школе.

В соответствии с последними изменениями ФГОС на всех уровнях общего образования — начального (1–4 классы), основного (5–9 классы) и среднего (10–11 классы) — в учебном плане предмет «Физическая культура» заменен предметом «Адаптивная физическая культура» (АФК) для всех категорий детей с ОВЗ (Приказ Министерства просвещения РФ от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования»).

Таким образом, учитель физкультуры в каждой школе должен проводить уроки адаптивной физкультуры.

Какие задачи решает АФК

Главная цель адаптивной физкультуры — улучшить и гармонизировать все грани и качества ребенка с ОВЗ, используя физические упражнения, социальные и гигиенические факторы.

Задачи АФК:

  • восстановить и сформировать мышечную деятельность, двигательные навыки;
  • сформировать дополнительные навыки — туристические, плавание, спортивные игры и др.;
  • освободить от эмоциональных барьеров и опасений, обеспечить эмоциональный комфорт, развить познавательные навыки;

Грамотное использование педагогических и методологических инструментов позволит школьному учителю АФК обеспечить эффективную работу с детьми, страдающими нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата.

Функции адаптивной физической культуры

Практически все функции АФК имеют социально-педагогический характер:

  1. профилактическая — предупредить осложнения или нежелательные исходы основного заболевания;
  2. коррекционно-компенсаторная — достичь максимально доступной компенсации нарушений здоровья;
  3. образовательная — предоставить доступное обучение, включая подготовку к самостоятельной жизни и, по возможности, к труду;
  4. воспитательная — обеспечить возможности личностного роста, самоопределения и мотивации к активной деятельности;
  5. лечебно-восстановительная и оздоровительная — восстановить здоровье и обеспечить профилактику заболеваний, а также физических и эмоциональных перегрузок;
  6. социально-интегративная — обеспечить максимально успешную интеграцию человека в общество, в его культурную, трудовую, повседневную жизнь;
  7. коммуникативная — обеспечить полноценную коммуникацию с окружающими.
  • Миссия педагога по АФК заключается не в достижении определенного уровня «образованности» и «развития» на разных этапах обучения, а в максимально возможной реабилитации и адаптации к реалиям жизни в социуме.

Особенности адаптивной физкультуры

Важно помнить, что для детей с ОВЗ в школе должны быть предусмотрены конкретные специальные условия обучения (ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

Они включают использование специальных технических средств и методов обучения, организацию пространства и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ.

Например, спортивный зал должен быть оснащен необходимым оборудованием и инструментами со специальными приспособлениями, учитывающими особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.

Что нужно знать учителю физкультуры, чтобы работать с детьми с ОВЗ

Чтобы вести занятия АФК, учителю физкультуры нужно пройти повышение квалификации. Сделать это можно в Контур.Школе на курсе «Адаптивная физкультура для детей с ОВЗ в условиях реализации обновленных ФГОС общего образования».

  1. Учителю важно знать нормативно-правовые основы работы с детьми с ОВЗ: документы федерального и регионального уровня, а также локальные акты образовательной организации. Чтобы быть в курсе всех законодательных изменений, подпишитесь на рассылку одной из справочно-правовых систем.
  2. Изучите психологические и физические особенности той категории детей, к которой относятся ваши ученики. Учитывайте специфику их поведения, общения и образовательные потребности.
  3. Познакомьтесь с системой психолого-педагогического сопровождения в вашей школе. Эту работу организует психолого-педагогический консилиум (ППк), куда могут входить тьютор, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог и другие специалисты. Участники консилиума окажут необходимую поддержку и профессиональную помощь, расскажут об индивидуальных особенностях развития ребенка, о трудностях в обучении, о характере взаимоотношений с ребенком и его родителями и т.д.
  • Учитель физкультуры, как и все педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, участвует в деятельности ППк на регулярной основе.

Как создать рабочую программу по адаптивной физической культуре

Ориентир для составления рабочих программ по АФК — примерные рабочие программы по адаптивной физической культуре для всех категорий детей с ОВЗ:

  • для глухих обучающихся,
  • для слабослышащих и позднооглохших обучающихся,
  • для слепых обучающихся,
  • для слабовидящих обучающихся,
  • для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи,
  • для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА),
  • для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР),
  • для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Примерные рабочие программы дают представление о целях и общем направлении коррекционно-образовательного процесса детей с ОВЗ. Кроме того, они определяют примерное содержание предмета «АФК» с указанием видов деятельности и условий, планируемые результаты освоения программы, критерии и нормы оценки знаний и др.

Содержание программ распределено по тематическим модулям: инвариантным и вариативным.

Инвариантные, или обязательные модули направлены на разностороннюю физическую подготовленность обучающихся, освоение ими технических действий и физических упражнений. Это, например, зимние виды спорта, подвижные и спортивные игры, плавание — при наличии возможностей в школе.

Содержание вариативного модуля учитель физкультуры определяет самостоятельно с учетом:

  • образовательных потребностей обучающихся;
  • региональных особенностей (климатических, этнокультурных и др.);
  • реабилитационного потенциала конкретного вида спорта для обучающихся с ОВЗ.
Важно не просто подобрать физическую нагрузку с учетом особенностей организма ребенка с ОВЗ, но и создать необходимую мотивацию и направить подопечного к саморазвитию.

Повышение квалификации педагогов

Разберитесь, как грамотно подбирать приемы, методы и упражнения для физического развития детей с ОВЗ в школе, на нашем онлайн-курсе «Адаптивная физическая культура для детей с ОВЗ в условиях реализации обновленных ФГОС общего образования. Повышение квалификации, 72 ак. часа».

На курсе вы:

  • познакомитесь с особенностями физического и психического развития детей с ОВЗ;
  • узнаете, как проектировать адаптивную и коррекционно-развивающую среду с учетом состояния здоровья обучающихся;
  • получите картотеку физических упражнений для коррекции двигательных нарушений у детей с ОВЗ.

Программа соответствует профстандарту «Педагог». По окончании выдаем удостоверение о повышении квалификации.