Оценивая состояние российского авторынка по итогам 2022 года, многие специалисты говорят не иначе как «рухнул». Действительно, сокращение продаж автомобилей почти на 60% сложно охарактеризовать другими словами. Рассуждая о перспективах отрасли в наступившем году, эксперты рисуют мрачную картину.В 2022 году российский авторынок покинули 45 зарубежных брендов. Осталось всего 14, из них три отечественных и 11 китайских.
На возобновление импорта популярных марок надежды нет: уже сейчас известно, что у ушедших или приостановивших деятельность на неопределенное время брендов производство на 2023 год автомобилей для России не предусмотрено. Конечно, какое-то количество автомобилей может быть ввезено в страну параллельным импортом. Но таким образом, по оценкам специалистов, на рынок может поступить не более 70 тысяч авто, не говоря даже о сложностях с логистикой, растаможкой и оформлением таких машин. Такие объемы поставок, покрыть существующий спрос не смогут.
Тяжелые времена
Складские запасы автомобилей почти исчерпаны, в то время как новых поставок давно уже нет и пока не предвидится, а производства зарубежных моделей в России остановлены. По оценкам экспертов, на данный момент в автосалонах по всей России осталось не более 30 тысяч машин. Вдобавок ко всему на фоне дефицита ощутимо выросли цены: в дилерских центрах признают, что сейчас за автомобиль придется выложить на 20-30% больше, чем за такую же модель годом ранее. Поэтому на снижение цен в ближайшем будущем рассчитывать не стоит: ему просто неоткуда взяться.
Хотелось бы надеяться на рост собственного производства автомобилей. Но даже если все три отечественных автопроизводителя (ВАЗ, ГАЗ и УАЗ) увеличат количество выпускаемой продукции вдвое, этого все равно окажется недостаточно, чтобы покрыть уже имеющийся дефицит.
Приходя на помощь, китайцы видят сложившуюся ситуацию на российском авторынке, чувствуют себя уверенно и диктуют довольно жесткие условия, повышая цены и не балуя скидками. При этом в России прижилось лишь несколько китайских марок автомобилей, а большинство потенциальных покупателей все еще относится с недоверием к китайскому автопрому. Китайцы это тоже видят и потому не спешат наращивать объемы поставок, чтобы не давать лишнего повода к снижению цен.
Автодилеры во время высокой неопределенности пытаются удержаться на плаву разными способами. Кто-то перепрофилирует салоны под продажу китайских брендов, другие занялись продажами автомобилей с пробегом, третьи начали дополнительно торговать мотоциклами. Однако, по прогнозам экспертов, в первом полугодии многих ожидает волна закрытий бизнеса и банкротств. Ведь уже сейчас понятно, что в 2023 году не удастся переломить все существующие негативные тренды, и рынок, по большому счету, продолжит коллапсировать. Конечно, многое будет зависеть от изменения политической ситуации в мире, но и здесь быстрых и позитивных для России сдвигов ожидать не приходится.
Судя по всему, российских автодилеров ожидает суровый год. Конечно, сохранить бизнес в таких условиях будет легче крупным компаниям. Смогут ли выжить остальные – пока вопрос.