Найти в Дзене
ЗВЕЗДА-АНАЛИТИКА

РУССКИЙ ТЕАТР – БЕЗУСЛОВНО РЕЖИССЕРСКИЙ

Актер, режиссер, Заслуженный артист России Алексей Веселкин в эфире программы «Культурная платформа» на радио «ЗВЕЗДА»
Актер, режиссер, Заслуженный артист России Алексей Веселкин в эфире программы «Культурная платформа» на радио «ЗВЕЗДА»

Русский театр - явление очень яркое. Появление Станиславского и его новых идей, которые он начал мастерски развивать, стали абсолютным взрывом в искусстве. В 1897 году в ресторане «Славянский базар» произошла историческая встреча Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко, на которой они договорились о создании Московского Художественного театра.

Для театра было построено особое здание в Камергерском переулке с прекрасным оформлением. В зале установили деревянные кресла, которые были очень неудобные. И это было сделано сознательно, чтобы зритель не мог до конца расслабиться. Театр был назван «Художественным», потому что в этом и заключалась его главная идея. До этого театры были развлекательными, а артисты получали ангажемент на бирже.

Народные артисты СССР Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко.© РИА Новости
Народные артисты СССР Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко.© РИА Новости

Станиславский привёл зрителя в совершенно иной театр, где была глубина. Для этого нужно было воспитать новое поколение артистов, создать новое пространство и показать новый тип спектакля. Такой стала постановка «На дне». И вот на премьеру пришли зрители. И они никак не могли понять, почему же так жестко сидеть, хотя вокруг всё выглядело очень стильно и концептуально. Поднялся занавес. И что они увидели? Артисты на сцене сидели к ним спиной. Это был шок. И еще одно удивление - никакой музыки не играло. То есть зрители пришли на спектакль, а с ними никто не заигрывал. Так воспитывался зритель.

Русский театр: режиссёрский или актёрский?

Портрет Вс.Э.Мейерхольда. Фото 1930-е годы. Подарен художником Николаем Соколовым (Кукрыниксы) М. А.Валентей для музея-квартиры Вс.Мейерхольда, 1994 г.
Портрет Вс.Э.Мейерхольда. Фото 1930-е годы. Подарен художником Николаем Соколовым (Кукрыниксы) М. А.Валентей для музея-квартиры Вс.Мейерхольда, 1994 г.

Вот эта дилемма всегда была. Кто-то принципиально говорил, что наш театр - актёрский, потому что многие исходили из глубин школы театрального искусства Станиславского, которая потом дала отдельные ответвления. Но, с другой стороны, были и эксперименты Мейерхольда. И почему-то всё равно на этом фоне русский театр ассоциировался больше с актёрским, потому что многие артисты настолько великолепно себя проявили на сцене, что рядом любые конструкции, даже режиссёрские, уходили на второй и третий план. Но в целом, русский театр – абсолютно режиссерский. Что касается профессионального репертуарного театра, то он просто не может существовать без режиссера. То есть каждое движение, каждая проходка или разворот – это все разыграно по нотам, это результат долгих месяцев репетиций.

📹Видеоверсию выпуска целиком смотрите здесь или здесь

📌Подписывайтесь на нас в Телеграм @zvezda_analytics

А также в: ВК, ОК, Rutube

#звездааналитика #весёлкин #подолян #станиславский #вахтангов #ефремов #табаков #любимов #мейерхольд #эфрос