Все мы знаем, что цены растут каждый год. По данным Росстат, в среднем в 2000 года в нашей стране рост цен составлял около 10% в год, т.е. за 22 года цены выросли примерно в 8 раз.
- Т.е. то что стоило 1 рубль в 2000 году, сегодня стоит 8 рублей
- то что стоило 10 рублей в 2000 году, сегодня стоит 80 рублей
- то что стоило 1000 рублей в 2000 году, сегодня стоит 8000 рублей.
Рост цен колоссальный, но ведь это рост номинальный, т.е. в 8 раз выросли ценники, но вот доступность товаров стала намного выше.
Давайте рассмотрит динамику цен отдельных товаров и услуг.
Предлагаю начать с чего-то простого, например, молоко. Многие из нас пьют его почти каждый день или хотя бы раз в неделю.
Если мы посмотри статистику, то увидим, что молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5-3,2% в 1991 году стоило 60 копеек за литр. Ого как дешего.
В 1992 году из-за либеризации цен и проблем в экономике цены рванули в десятки раз и ценик на молоко достиг отметки 22,4 рубля за литр.
Рост продолжился вплоть до 3627 рублей в 1997 году. т.е. в среднем цены на молоко в 90-е годы росли более чем на 246% в год.
Другой продукт известный всем, сахарный песок. Еще в 1991 году он стоил всего 2,45 рубля за 1 кг. В 1992 году ценник достиг 135 рублей. а к 1997 году цифра на ценники была около 4326 руб. т.е. его рост был около 190% почти каждый год.
Проезд в метро стоил 14 копеек в 1991 году, а в 1992 году уже 2,74 рубля. К 1997 году цифра достигла 1652 рубля. Или более 282% в год.
Билет в кино в 1991 году стоил всего 1,89 рубля, в 1992 году 23,82 рубля, а к 1997 году все 4948 рублей. Или около 207% в год.
А телевизор вырос с 2000 рублей до 2 000 000 рублей, или около 168% в год.
А электропылесос каждый год рос в цене на 197%.
При этом активно росла и средняя номинальная заработная плата, примерно на 190% в год
Да вы можете не согласиться, ведь у вас может быть сейчас заработная плата под 100 тысяч рублей в месяц, или наоборот 20 тысяч в месяц.
Вы помните какая заработная плата была у вас за полную ставку 5 лет назад? а 10? а 20? А какая зарплата была у вас или ваших родителей, их знакомых и еще у более чем 100-150 миллионов человек в среднем в 1994 году?
Однако если мы будет отслеживать динамику заработных плат почти 150 миллионов человек на протяжении достаточно длительного периода, то будет примерно так, как показывает статистика.
В 1998 году была проведена деноминация и у всех купюр срезали три цифры в конце, т.е. 100 000 рублей стали 100 рублей, 500 000 рублей, стали 500 рублей.
Но при этом, как мы видим номинальный рост цен продолжился, правда уже более медленный.
Так молоко в среднем с 1998 года по 2021 год росло лишь на 10,6% в год
Сахар рос на 6,4% в год
Цена на метро каждый год росла на 13% в год, а на билеты в кино на 16,8% в год.
Электропылесосы росли в цене на 6,6% в год, а телевизоры на 7,5%.
Также активно растет и зарплата, на 18% в год в среднем.
Так вот, какой вердикт? Раньше было лучше и цены были ниже? Но вот вопрос, а доступнее были ли товары?
Давайте посчитаем. Сколько можно было купить каждого вида товара на всю свою Зарплату?
Так можно увидеть что в 1991 году на всю свою зарплату можно было купить 223 килограмма сахара. В 1991 году рост цен был намного быстрее роста зарплат, из-за чего в 1992 году на всю зарплату можно было купить лишь 44 килограмма сахара, что в 5 раз меньше. Однако уже к 1997 году зарплаты достаточно сильно подросли, за счет чего люди в среднем могли позволить себе более 219 килограмм. Т.е. если рассматривать доступность сахара, то реальный рост цен почти около нуля. Т.е. да, с 1991 года по 1992 год реальная цена (доступность) на сахар выросла в 5 раз, однако уже с 1993 года и далее реальные цены падали и с каждым годом человек мог купить все больше и больше сахара на свою зарплату.
Рассмотрим другой пример, молоко. В 1991 году средне статистический человек мог позволить купить себе до 913 литров молока. А в 1992 году человек мог купить в 3,5 раза меньше или около 267 литров. Вплоть до 1997 года преодолеть отметку в 260 литров так и не получилось. И это пример товара, на который цены реально выросли и его доступность упала в разы.
Похожая история была почти со всеми продовольственными товарами, резкое падение доступности в 1992 году, и затем постепенное восстановление.
Точно такую же картину мы наблюдаем на непродовольственные товары. Падение доступности в начале, а затем постепенное восстановление.
А как обстоят дела сейчас?
По продовольственным товарам можно отметить стабильный рост доступности товаров.
Почти каждый год мы можем в среднем покупать на 4% больше подсолнечного масла по сравнению с 1991 годом, или на 9,8% по сравнению с 1998 годом. 100 литров в 1991 году, 99 литров в 1997 году, 420 литров в 2021 году.
С молоком пока не удалось восстановить доступность и по сравнению с 1991 цены почти не изменились. Однако если смотреть с 1998 года, то каждый год мы можем позволить себе на 6,8% больше. 913 литров в 1991 году, 262 литра в 1997, 180 в 1998, а в 2021 году мы могли позволить себе уже 882 литра, что прям очень близко к значению 1991 года.
За 31 год благодаря росту зарплат, мы можем позволить себе купить в 4,6 раза больше сахара, чем в 1991 год: 223 килограмма мы могли позволить себе в 1991 году, а сегодня больше 1 тонны сахара каждый месяц можем покупать.
По непродовольственным товарам картина почти точно такая же.
По сравнению с 1991 годом мы можем позволить себе в 2,7 раза больше пылесосов (1,6 в 1991 году против 6,9 в 2021), в 3,3 раза больеш велосипедов(1,45 в 1991 году против 4 в 2021), в 6,5 раз больше телевизоров (0,25 в 1991 году против 1,8 в 2021).
Однако до сих пор есть товары, которые в 1991 году стоили реально дешевле. Так сегодня можно позволить себе не более 1340 проездов в метро (3914 в 1991 году), 189 походов в кино (290 в 1991 году) и 77 походов в театры (190 в 1991 году).
Однако если сравнивать с 1998 годом, то реальная цена на метро падает (т.е. мы можем себе позволить больше) на 4,4% в год, на кино 1,2% в год, а на театры 1% в год.
Из 70 товаров и услуг отслеживаемых Росстатом с 1991 года только 15 товаров были доступнее в 1991 году, причем в большей степени - это непродовольственные товары и услуги.
Примерно в 82 раза ковры и ковровые покрытия стали более доступны людям, что соответствует падению реальной цены товара на 15,2% в год.
Лук репчатый стал доступнее нам примерно в 18,4 раза и с каждым годом становится доступнее на 9,9% в год.
Таким образом можно сделать вывод, что номинально в среднем цены растут на 10-15% в год, однако реальные цены с каждым годом падают на 2-3%, т.е. каждый год, за счет роста средней заработной платы, мы можем позволить себе не менее чем на 2-5% больше товаров и услуг чем годом ранее.
Это связано с тем, что в условиях конкуренции, в рыночной экономике производители стремятся оптимизировать производство с целью снижения издержек и повышения эффективности хозяйственной деятельности. При этом растет и качество товаров, так как если фирма будет продавать некачественный товар, то все клиенты уйдут к конкуренту. А с каждым годом конкурентов становится все больше и больше. Также немаловажную роль в поддержке высокого качества оказывает и государственное регулирование.
Новые более эффективные станки, а также международное разделение труда, позволяет производить более качественный товар при более низкой себестоимости.
При этом, номинальный рост цен стимулирует инвестиции населения, так как невыгодно хранить деньги в виде денег, и приходится их инвестировать или тратить на товары или услуги.
На этом пока все
Поставь лайк
И подпишись