Найти тему
Реплика от скептика

Золя, Э. Творчество. Отзыв на роман, прототипами героев которого стали известные художники

Обложка книги, взято из интернета
Обложка книги, взято из интернета

Эмиль Золя стал родоначальником натуралистического течения в литературе. Он описывал жизнь низов, жизнь дна Парижа, приземлённую жизнь людей, описывал простыми грубыми словами, как видел, как чувствовал. Его романы в своё время шокировали читателей и критику, его осуждали и не принимали.

Сейчас, перечитывая романы Золя, ничего сверхужасного и шокирующего мы, пожалуй, не найдём. Ведь мы уже читали и «Тропик Рака», и «Пятьдесят оттенков серого», да что далеко ходить – даже наш Поляков кому-то кажется чересчур откровенным в своих эротических описаниях.

На этом фоне произведения Золя выглядят вполне целомудренно.

Натурализм его, мне думается, заключается теперь несколько в другом. Его описания, его персонажи, его пейзажи написаны словами резкими, мрачными, грубыми, в них нет ни капли романтизма.

Сегодня я хочу поговорить о романе Золя «Творчество».

На мой взгляд, это очень сильный роман, но взялась его перечитывать я не из-за этого. Меня заинтересовал сюжет произведения, его прототипы. Ведь Золя никогда ничего не писал просто так, из головы. Каждый свой сюжет, каждый персонаж, каждое описание, каждый интерьер он тщательно сверял с действительностью, и писал только о том, что хорошо знал или изучил.

Главный герой романа – художник Клод Лантье, который всю свою недолгую жизнь посвятил своему творчеству, проведя её в поисках той главной картины своей жизни, которая заставит всех удивиться, восхититься, поразиться, и прославит его. Творчество стало главной любовью его жизни, той любовью, которая, оставаясь без ответа, доводит до самоубийства.

С кого же писал своего Клода Золя? Этот вопрос не я первая ставлю, и обсуждался он литературоведами и искусствоведами не раз. Принято считать, что этот образ – собирательный, частью списан с Поля Сезанна, частью с Эдуарда Мане.

Я же в процессе чтения попыталась определить, что же тут от Сезанна, что от Мане, что ещё от кого.

Напомню, что Золя дружил с Сезанном с детства, они учились в одном колледже. И, выведя в романе себя под именем писателя Сандоза, Золя не одну страницу посвятил воспоминаниям детства, когда они вместе с Сезанном учились, гуляли, общались, творили.

В романе Клод Лантье выставляет в салоне свою картину «Пленер», которая подвергается публичному осмеянию. На этой картине изображена обнажённая женщина, лежащая на траве, а рядом с ней сидит одетый мужчина. Тут мы, конечно, сразу вспоминаем картину Мане «Завтрак на траве».

Репродукция картины Мане «Завтрак на траве», взято из Википедии
Репродукция картины Мане «Завтрак на траве», взято из Википедии

Но есть и у Сезанна картина, которую он писал, повторял в различных вариациях, и которая также шокировала зрителей. Это его «Купальщицы».

Репродукция картины Сезанна "Купальщицы", взято из интернета
Репродукция картины Сезанна "Купальщицы", взято из интернета

Но нашла я в романе и тень Моне. Во-первых, там упоминается и картина «Завтрак», где все персонажи в одежде. Это, несомненно, Клод Моне.

Репродукция картины Моне "Завтрак", взято из интернета
Репродукция картины Моне "Завтрак", взято из интернета

Во-вторых, у Золя Клод пишет портрет своего только что умершего сына, а среди полотен Моне есть портрет его только что умершей жены – думаю, что такие портреты не так часто встречаются в истории живописи.

Репродукция картины Моне, взято из интернета
Репродукция картины Моне, взято из интернета

Говорят, что после публикации романа Поль Сезанн прекратил своё общение с Золя, поскольку списанный с него Клод Лантье оскорбил его. Почему?

Клод Лантье, в отличие от Поля Сезанна, так и не смог реализовать свой талант, растратив и утратив его в процессе жизни. Погубил он и своих близких: сын умер, поскольку ему уделяли очень мало внимания в семье, просмотрели болезнь, да и денег на лечение всё равно не было. Погубил он и жену, всецело преданную ему, потому что она посвятила всю свою жизнь служению исключительно таланту мужа. Клод, как человек, абсолютный эгоист. Ему нужно только его творчество. Всё остальное его интересует мало. В конце романа он кончает жизнь самоубийством; думаю, это тоже не могло не шокировать Сезанна.

Не буду больше писать о собственно живописи, поскольку не являюсь специалистом в этой области; искусствоведы скажут больше и лучше.

Но ведь роман «Творчество» - не только и не столько роман о художниках и писателях, сколько о собственно творчестве, и в романе устами писателя Сандоза (самого Эмиля Золя) произнесён гимн творчеству, настоящему творчеству, а не ремеслу, которое позволяет зарабатывать на жизнь. Творчеству, которое поглощает личность человека полностью, которое не даёт ни спать, ни есть, ни любить что-либо или кого-либо больше, чем его, творчество. Которое может лишить рассудка или самой жизни. Которое, как 

«микроб, занесённый в череп, пожирает мозг, завладевает всем телом, всеми его органами, грызёт его».

«Говорят, что есть люди, для которых творчество - приятное развлечение; они с легкостью берутся за работу, с легкостью бросают ее, не испытывая и тени волнения. Они восхищаются, любуются собой: напишут две строчки и размышляют о том, какие это редкостные, изысканные, неповторимые строчки... А я?.. Я рожаю с помощью щипцов, и дитя кажется мне уродом».

Не будучи человеком творческим, не берусь судить, но, мне кажется, творцы должны относиться к своим произведениям именно так. Тогда бы было больше произведений талантливых. И меньше мусора.

Этот материал ранее был размещён мною здесь: https://my.mail.ru/community/knigi/3893181E9E333A52.html

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!