Эмиль Золя стал родоначальником натуралистического течения в литературе. Он описывал жизнь низов, жизнь дна Парижа, приземлённую жизнь людей, описывал простыми грубыми словами, как видел, как чувствовал. Его романы в своё время шокировали читателей и критику, его осуждали и не принимали.
Сейчас, перечитывая романы Золя, ничего сверхужасного и шокирующего мы, пожалуй, не найдём. Ведь мы уже читали и «Тропик Рака», и «Пятьдесят оттенков серого», да что далеко ходить – даже наш Поляков кому-то кажется чересчур откровенным в своих эротических описаниях.
На этом фоне произведения Золя выглядят вполне целомудренно.
Натурализм его, мне думается, заключается теперь несколько в другом. Его описания, его персонажи, его пейзажи написаны словами резкими, мрачными, грубыми, в них нет ни капли романтизма.
Сегодня я хочу поговорить о романе Золя «Творчество».
На мой взгляд, это очень сильный роман, но взялась его перечитывать я не из-за этого. Меня заинтересовал сюжет произведения, его прототипы. Ведь Золя никогда ничего не писал просто так, из головы. Каждый свой сюжет, каждый персонаж, каждое описание, каждый интерьер он тщательно сверял с действительностью, и писал только о том, что хорошо знал или изучил.
Главный герой романа – художник Клод Лантье, который всю свою недолгую жизнь посвятил своему творчеству, проведя её в поисках той главной картины своей жизни, которая заставит всех удивиться, восхититься, поразиться, и прославит его. Творчество стало главной любовью его жизни, той любовью, которая, оставаясь без ответа, доводит до самоубийства.
С кого же писал своего Клода Золя? Этот вопрос не я первая ставлю, и обсуждался он литературоведами и искусствоведами не раз. Принято считать, что этот образ – собирательный, частью списан с Поля Сезанна, частью с Эдуарда Мане.
Я же в процессе чтения попыталась определить, что же тут от Сезанна, что от Мане, что ещё от кого.
Напомню, что Золя дружил с Сезанном с детства, они учились в одном колледже. И, выведя в романе себя под именем писателя Сандоза, Золя не одну страницу посвятил воспоминаниям детства, когда они вместе с Сезанном учились, гуляли, общались, творили.
В романе Клод Лантье выставляет в салоне свою картину «Пленер», которая подвергается публичному осмеянию. На этой картине изображена обнажённая женщина, лежащая на траве, а рядом с ней сидит одетый мужчина. Тут мы, конечно, сразу вспоминаем картину Мане «Завтрак на траве».
Но есть и у Сезанна картина, которую он писал, повторял в различных вариациях, и которая также шокировала зрителей. Это его «Купальщицы».
Но нашла я в романе и тень Моне. Во-первых, там упоминается и картина «Завтрак», где все персонажи в одежде. Это, несомненно, Клод Моне.
Во-вторых, у Золя Клод пишет портрет своего только что умершего сына, а среди полотен Моне есть портрет его только что умершей жены – думаю, что такие портреты не так часто встречаются в истории живописи.
Говорят, что после публикации романа Поль Сезанн прекратил своё общение с Золя, поскольку списанный с него Клод Лантье оскорбил его. Почему?
Клод Лантье, в отличие от Поля Сезанна, так и не смог реализовать свой талант, растратив и утратив его в процессе жизни. Погубил он и своих близких: сын умер, поскольку ему уделяли очень мало внимания в семье, просмотрели болезнь, да и денег на лечение всё равно не было. Погубил он и жену, всецело преданную ему, потому что она посвятила всю свою жизнь служению исключительно таланту мужа. Клод, как человек, абсолютный эгоист. Ему нужно только его творчество. Всё остальное его интересует мало. В конце романа он кончает жизнь самоубийством; думаю, это тоже не могло не шокировать Сезанна.
Не буду больше писать о собственно живописи, поскольку не являюсь специалистом в этой области; искусствоведы скажут больше и лучше.
Но ведь роман «Творчество» - не только и не столько роман о художниках и писателях, сколько о собственно творчестве, и в романе устами писателя Сандоза (самого Эмиля Золя) произнесён гимн творчеству, настоящему творчеству, а не ремеслу, которое позволяет зарабатывать на жизнь. Творчеству, которое поглощает личность человека полностью, которое не даёт ни спать, ни есть, ни любить что-либо или кого-либо больше, чем его, творчество. Которое может лишить рассудка или самой жизни. Которое, как
«микроб, занесённый в череп, пожирает мозг, завладевает всем телом, всеми его органами, грызёт его».
«Говорят, что есть люди, для которых творчество - приятное развлечение; они с легкостью берутся за работу, с легкостью бросают ее, не испытывая и тени волнения. Они восхищаются, любуются собой: напишут две строчки и размышляют о том, какие это редкостные, изысканные, неповторимые строчки... А я?.. Я рожаю с помощью щипцов, и дитя кажется мне уродом».
Не будучи человеком творческим, не берусь судить, но, мне кажется, творцы должны относиться к своим произведениям именно так. Тогда бы было больше произведений талантливых. И меньше мусора.
Этот материал ранее был размещён мною здесь: https://my.mail.ru/community/knigi/3893181E9E333A52.html