Однако узналось это уже потом. Жил-был он в небольшом городке в Подмосковье, работал в магазине сотовых телефонов директором. В один погожий денечек он решил, что надо с имеющимся ресурсом начать делать доброе дело и предложил собственникам благотворительный проект — раздать часть мобильных телефонов устаревших моделей пенсионерам. Причем таким, которые одинокие, малоподвижные — сидят и грустят по домам. А тут смогут общаться друг с другом, смотреть что хотят и заказывать продукты на дом. Дело показалось собственникам не только правильным, но и выгодным, если об этом начать рассказывать. Договорились, в общем.
Началась раздача телефонов. Прошла быстро, успешно и адресно — никакой коррупции, директор за всем следил, все телефоны попали в руки именно описанных пенсионеров. Директор отчитался, что телефоны не только хорошо, правильно и быстро раздали, но и снабдили бесплатными сим-картами. На вопрос, в каком смысле бесплатными, сияющий директор объяснил, что за счет магазина, конечно. Собственники особенно оценили «конечно», но в целом прикинули, что потерянное окупится, и первый звоночек не услышали.
Пенсионеры принесли коробочки домой и… положили их на комодики с кружевными салфетками, а на корточки положили конвертики с сим-картами. Разобраться с телефонами и непонятными инструкциями им было не под силу. Пенсионеры народ дисциплинированный, им сказали, что только для них, так что мысль отдать внучкам если и приходила в голову, то тут же была изгнана. Узнают — отнимут телефоны. С другой стороны внучки и сами не хотели старые дешевые китайские модели смартфонов. Директор как узнал, приуныл. Но не надолго.
Покупателям, партнерам и самому широкому кругу соседей в рамках, так сказать паблисити — рассказов о благотворительном проекте — предлагалось стать волонтерами-добровольцами, вспомнить забытое советское слово шефство и обучить пенсионеров пользоваться телефонами. Энтузиазм, заслоненный привычками общества потребления, ожил в сердцах и в течение двух недели нашлись неравнодушные граждане. Пенсионеры вышли на просторы большого интернета.
Радость длилась, однако, столько, сколько было денег на мобильный трафик. Пенсионеры только-только вошли во вкус, но тут выяснилось, что за удовольствие надо платить. Пенсии не для этого. Пенсионеры приуныли и сообщили об этом директору звонками по мобильным телефонам. Директор выслушал всех, но в отчаянье не впал. У него было два плана. После попытки реализации первого он перестал быть директором.
Второй план тоже результатов не дал, подшефные были готовы уделить пенсионерам свободное время и пытались донести до бывшего директора, что это тоже не только не мало, но и много, но он не понял отказ оплачивать подшефным интернет. Волонтеры приуныли (или, вернее, так сказать принедоумели, что им как и надо платить за свое доброе дело) и перестали быть добровольцами, тем более, что интернета у пенсионеров уже не было. Через месяц телефоны пенсионеров замолчали окончательно и отправились в коробочки на салфетках, а пенсионеры перешли на обычные телефоны с проводами.
Бывшему директору предложили было возродить проект и податься на грант, например, но он сказал, что он не дурак и ни за что на свете не будет связываться с «неэффективным государством», которому и нужно только бумажки и отчетность, а до сути им нету дела. Общественные фонды же — это вообще мутные истории.
Перспектив у благотворительности тут нет, решил он — недоволен никто: ни он, ни собственники, ни пенсионеры, ни добровольцы — и поехал искать, где бы сделать добро, в другой город. Так что будьте бдительны.
С одной стороны, грустно, что объективно хорошее дело не получилось. Все остались разочарованы. И идея хорошая, и люди настроились и включились, а что-то не получилось.
Ну, можно сказать, попробовали, жаль, что не получилось, но хотели хорошего. Однако хочется найти мораль в этой истории. У меня только одна версия — благое дело, если оно масштабное и вовлекает других людей, надо продумывать как проект и убедиться в его состоятельности. Оно должно стать «общим делом» для всех участников и только когда все вовлечены, может масштабироваться. Главное в любом случае — ответственность, а в случае благого дела — важнее, чем в случае бизнеса. Не можешь нести ответственность — не начинай. Лучше просто творить благое дело индивидуально и молчать об этом. А еще лучше, чтобы одна рука не знала, что делает другая.