Найти тему

"Красная стрела": путешествие из Петербурга в Москву

Красная стрела - без преувеличения легендарный, первый фирменный поезд в нашей стране. Давайте заглянем в его прошлое и посмотрим, какая же "Красная стрела" сегодня.

Здесь и далее - фото автора, если не указано иное
Здесь и далее - фото автора, если не указано иное

Появился он в 1931 году как образцовый поезд-экспресс, курсирующий между Москвой и Ленинградом. Организовать ежедневное курсирование между столицами самых быстрых и самых комфортных поездов распорядился лично Сталин.

Фото с сайта gudok.ru
Фото с сайта gudok.ru

Уровень сервиса в поезде был для тех времен просто невероятным. Впервые пассажирам на время пути предоставлялись шашки, шахматы и другие настольные игры. В поезде работали буфеты, где можно было заказать ужин с доставкой в купе. В одном из вагонов даже был оборудован телефонный переговорный пункт.

Первый состав «Красной стрелы» состоял из 12 вагонов, выкрашенных в синий цвет. Да, интересно, но "Красная стрела" ещё долгое время была синей! «Красной стрелой» поезд был назван за красоту – поскольку в то время он сильно отличался от большинства других составов.

Посмотрите, в советское время были папиросы "Красная стрела" с изображением как раз той, синей "Красной стрелы"! Выпускались они на Ленинградской 1-й табачной фабрике. Фото с сайта rusig.ru
Посмотрите, в советское время были папиросы "Красная стрела" с изображением как раз той, синей "Красной стрелы"! Выпускались они на Ленинградской 1-й табачной фабрике. Фото с сайта rusig.ru

Особенность " Красной стрелы" в том, что это поезд ночного следования. Это действительно очень удобно - сесть в поезд поздно вечером, лечь спать, а проснуться утром в другом городе. Время отправления поезда не меняется годами. Это «без пяти минут полночь», то есть 23:55. А прибывает он на место в 07:55.

Кстати, время отправления поезда – 23:55 – было установлено по личному распоряжению Лазаря Кагановича, соратника Сталина. Таким образом, он позаботился о командированных чиновниках, которые получали суточные за лишний день.

Лазарь Каганович - "Стальной нарком". Фото с сайта Wikipedia
Лазарь Каганович - "Стальной нарком". Фото с сайта Wikipedia

С началом Великой Отечественной войны поезд был отменён. Один из составов был эвакуирован, второй - был укрыт в Ленинграде в депо возле Обводного канала. Возобновили движение "Красной стрелы" 23 февраля 1944 года. Обратите внимание на эту дату: произошло это вскоре после снятия блокады. Идея как можно быстрее вернуть составы в строй означала начало возвращения к мирной жизни. "Стрела" была в ужасном состоянии, над её восстановлением трудилось около тысячи человек, которые смогли за месяц вернуть поезду первоначальный облик.

Фото с сайта РЖД.ру
Фото с сайта РЖД.ру

Сегодня поезд проходит до пункта назначения без промежуточных остановок. В первые годы это было ещё технически невозможно, но прогресс не стоял на месте, и последняя из промежуточных остановок - Бологое - существовала на пути следования поезда с 1958 по 2002 годы. Помните песню "Весëлых ребят" из 80-х про то самое Бологое, которое "где-то между Ленинградом и Москвой"?

В 1967 году появилась традиция встречать и провожать поезд на Московском вокзале под музыку Р.Глиэра «Гимн великому городу».

Из Москвы с 1996 года поезд отправлялся под песню «Москва» Олега Газманова. Но в настоящее время поезд отправляется уже просто так, без музыки. А жаль!

В разные годы пассажирами Красной стрелы бывали Юрий Гагарин, Аркадий Райкин, Ив Монтан, Евгений Евтушенко и Даниил Гранин. Олимпийский огонь в 1980 году был доставлен из Москвы в Ленинград в вагоне «Красной стрелы».

Сегодня одна из особенностей поезда – более просторная планировка внутреннего пространства. Так, если обычный купейный вагон рассчитан на 36 пассажиров и разделен на 9 купе, то вагон «Красной Стрелы» имеет всего 32 места и 8 купе соответственно.

Шторы украшены фирменным логотипом
Шторы украшены фирменным логотипом

В вагонах СВ и купе каждый пассажир получает горячее питание на завтрак, а накануне вечером - коробочку с водой, фруктовым пюре, зефиркой и мятной конфетой.

Подстаканники в поезде - известная всем традиция железнодорожного путешествия - появились как раз в Красной стреле. Но вот я с подстаканниками не встретилась: горячий завтрак входил в стоимость, а чай/кофе можно было приобрести за отдельную плату, но я не стала этого делать.

Интерьер купе
Интерьер купе

Отмечу такой минус, как наличие в купе всего двух розеток внизу у столика. Пассажирам с верхних полок зарядить свои устройства негде.

Купе оснащены современной системой климат-контроля, но воспользоваться ею не пришлось - температура была комфортной.

В общем, моë путешествие из Петербурга в Москву прошло спокойно и комфортно. "Красная стрела", конечно, утратила кое-что из своих традиций, и сейчас уже сложно сказать, что это - самый образцово-показательный поезд с самыми передовыми технологиями. И всё же он остаëтся вполне достойным, иногда интересно воспользоваться именно им и прикоснуться к этой железнодорожной легенде. Особенно если нужно оказаться в пункте назначения утром - в 7 часов 55 минут!

Спасибо за внимание!

Буду рада вашим подпискам, лайкам и комментариям.

Увидимся в Петербурге!