Видев ранее несколько работ этого Пермского театра, порадовавших, не мог я пропустить это его выступление в Москве с недавней премьерой. И хотя понятно почему привезли – поставил спектакль Александр Могилев, в рамках чьего фестиваля «Проба №…» и прошёл показ, рассчитывал я на что-то достойное. Но, увы, в актив «Балета Панфилова» работу эту не занесу: мрачная чернуха, штамп на клише сидит и банальщиной погоняет, а хореографический текст неказист и тремя буквами писан. Ощущения малоприятные остались по окончании сего действа, хочется поскорее забыть, что и буду стараться сделать, дописав – сотру из памяти.
Одно хорошо – недолго мучаться пришлось, около часа идёт одноактный «Гофман», зато команда трудилась внушительная: кроме хореографа-режиссёра, а то, сценограф, два художника, световик и даже композитор. И, в принципе, плоды их работы осязаемы: декорации и костюмы присутствуют, свет меняется, звуковой ряд сопровождает действие. Однако все эти составляющие балетного спектакля одинаково несильны, правда, тут надо отдать должное, все они логично нанизываются на авторский посыл, естественно, заумный: «В своей постановке хореограф затрагивает несколько экзистенциальных вопросов: проблему внутреннего конфликта самоопределения, цены творчества и любви, как главной движущей силы».
На сцене же доминируют демоны, гложущие сказочника, сам же он невпопад мечется между ними и семейным очагом, но есть и светлый персонаж, единственный кто хоть как-то скрасил постановку – милая девочка, лет восьми-десяти. Вот она хоть немного разбавила весь этот натужный негатив, правда переживаю я за психику ребёнка, участвующего в такой вакханалии. Как-то жутковато это для столь нежного возраста…
Наглядно демонстрирует неспособность хореографа рассказать историю языком танца продолжительный закадровый текст, разжёвывающий смысл движений на сцене – это верный маркер скудности хореографии. Отвлечь зрителя призваны и разные используемые трюки, типа взлетания игрушечного мишки в воздух. Да и без него довольно всяких, в разной степени попсовых, приёмчиков, тепло принятых наполовину пустым залом, где среди зрителей преобладали поклонники хореографа, устроившие в конце бурную овацию своему кумиру.
Что до исполнения, то без каких-либо откровений – все семь артистов примерно одного уровня, среднего. Самоотверженности им не занимать, однако технически они не на многое способны, а над выразительностью им всем ещё работать и работать. Это же, как никак, сюжетный спектакль, персонажи реалистичны, включая демонов, но роли скорее выучены, нежели через себя пропущены. От этого герои и вышли картонными, а за Гофмана даже обидно – он достоен большего.
#балет #танцы #искусство #культура #театр и балет