68,8K подписчиков

Талантливый киберпанк сербского производства

596 прочитали
Мультфильм «Эдит и я» (2009) непременно надо будет показать в назидание нашим отечественным кинематографистам.
Мультфильм «Эдит и я» (2009) непременно надо будет показать в назидание нашим отечественным кинематографистам.-2

Мультфильм «Эдит и я» (2009) непременно надо будет показать в назидание нашим отечественным кинематографистам. И вовсе не по причине дружественных отношений двух народов, а потому, что этот полнометражный проект обошёлся Сербии всего лишь в 900 тысяч долларов. В российской реальности – бюджет для клипа или шорт-ленты.

Хотя для кинематографа в целом этот мультфильм важен хотя бы потому, что появился на свет много раньше, чем « Люси» (2014), «Превосходство» (2014), «Апгрейд» (2018) и прочие «Веномы» (2018). Сербский мультипликатор Алекс Гайич задумал «Эдит» в самом начале нулевых, когда киберпанк ещё мыслился «в парадигме Матрицы».

Мультфильм говорит нам об органическом соседстве живого и неживого, натурального и механического. И сцена с похоронами игрушечного ежика, который был с главной героиней почти двадцать лет, тому яркая иллюстрация. Вам говорят о том, что в будущем будет очень сложно определить границы естественности.

Ведь если исходить из знаменитой максимы Декарта: «Я мыслю, стало быть, я существую» - в категорию «живое» (как существующее) могут попасть явления, не совсем органического характера. Подобно тому, как внутри Эдит «пророс» чип, который должен был улучшить её память.

Конечно, он пустил корни не сам по себе, а благодаря взаимодействию с мета-формулой, которой якобы можно было описать суть Вселенной. Впрочем, если Вселенная безгранична, то и вероятность любой случайности становится вполне допустимой.

Формула подобна таинственному числу, которое завладело разумом главного героя фильма «Пи» (1997) от Аронофски. Грань между внешним и внутренним исчезает, и жизнь приобретает принципиально новые формы. Не факт, что они могут быть формально дружественными человеку. По крайней мере, в том виде как мы его знаем.

Хотя несомненным плюсом этого мультфильма является его непринужденность. Вас не слишком перегружают рассуждениями, давая возможность заглянуть в «мир будущего», как он мыслится создателями анимационного фильма.

Кадр из мультфильма «Эдит и я» (2009)
Кадр из мультфильма «Эдит и я» (2009)

И надо сказать, что если отбросить в сторону технически новинки, то в целом ничего принципиально не поменялось. Человек остался человеком, с его устремлениями, страстями и увлечениями.

Кадр из мультфильма «Эдит и я» (2009)
Кадр из мультфильма «Эдит и я» (2009)

Именно по этой причине был остро поставлен вопрос о «новой антропологии». А вместе с ним обозначена главная проблема: трансформация человека может привести к его смерти. Любое вмешательство в природу неизбежно будет фатальным. А потому обновление человека возможно лишь через духовные начала, а не посредством гибридизации с иными формами жизни.