"Я птица вольная, куда хочу - туда лечу"....
В самом деле, в наши дни отправиться покорять джунгли Амазонии, искать сокровища инков или кормить пингвинов в Антарктиде может каждый, у кого есть деньги на покупку билета. Достаточно оформить один раз загранник, и вы можете летать в разные страны хоть каждые выходные. Для нас, рождённых в 80-х, 90-х, тем более 2000-х, это привычно, это также просто, как выпить кружечку чая с лимоном на завтрак.
А вот в моей семье первым в Европу попал только мой папа. И то, в первую поездку, на Кубу, его просто не пустили. Думаю, взрослые мои подписчики, понимают, что для этого могло быть куча причин, ведь в СССР из страны выпускали только полностью благонадёжных граждан, изученных под микроскопом общественных советских организаций вдоль и поперёк (правда, и такая тщательная проверка не защищала от невозвращенцев, которым время от времени удавалось остаться в Европе).
А вот уже после развала страны его сразу отправили в заграничную командировку - в Германию. Затем была ещё Франция и даже Швеция, из которой завод, на котором папа работал, поставлял оборудование. Словом, с 90-х годов прошлого века люди наконец-то смогли путешествовать. И это прекрасно, мы счастливы, что у нас есть такая возможность.
Но я предлагаю вспомнить о том, как проходили зарубежные туристические поездки в СССР и кто вообще мог поехать за границу?
Первые робкие попытки
Вы скажете: "Как же, милочка, ведь "Интурист" был в нашей стране ещё в 1930-м году"? Всё верно, вот только направлена деятельность этого акционерного общества была направлена приезжих иностранцев, гостей нашей страны. Приезжали они к нам целыми толпами, за год могло быть около 20 000 заграничных туристов, что было по тем временам огромной цифрой.
Советским же гражданам предлагалось путешествовать исключительно внутри страны:
Об этом гласили тысячи плакатов, со всех сторон пропагандировался отдых на Родине, походы в лес, на природу. Нам всячески пытались объяснить, что наше место здесь, а большой удивительный европейский мир скучный, неинтересный и нам там просто нечего делать.
И вдруг, в 1955 году ЦК КПСС разрешил отправиться в первую заграничную поездку группе из 38 человек. И знаете, поездка оказалась удачной. Правда, из этих 38 человек лишь 2 были простыми рабочими, остальные были интеллигентами: артисты, танцовщицы, певцы, режиссёры. В те годы вообще за границу выпускали лишь тех, кто мог сформировать у иностранцев положительное мнение про нашу страну.
После первой поездки советских граждан за рубеж власти поняли, что "не так страшен чёрт, как его малюют" и разрешили туристические поездки в Европу, но с кучей бюрократической волокиты.
Так, вначале желающего "увидеть Париж" и не умереть проверяли парткомы, горкомы, обкомы и прочие "комы". Его постоянно расспрашивали о целях поездки, задавали одни и те же вопросы так, чтобы он и не понял, что его пытаются подловить. Если в мозгу проверяющего мелькало хоть малейшее сомнение, подозрение о том, что человек неблагонадёжен, то ему отказывали в поездке.
Кроме того, у вас не должно было быть родственников за границей, ведь вы могли захотеть остаться там. Незамужним тоже отказывали, ведь они могли "захомутать иностранца и выйти за него замуж". Словом, процент отказов был намного выше, чем одобрений.
Думаете, что после одобрения кандидатуры на поездку счастливчик мог радостно собирать чемодан и ехать? Ничего подобного: ему предстоял чёткий подробный инструктаж о том, что можно и что нельзя делать в той стране, в которую он едет, что с собой брать и сколько денег можно ввезти в страну.
Это как в шуточной песне Владимира Семёновича "Инструкция перед поездкой за рубеж":
Будут с водкою дебаты — отвечай:
«Нет, ребяты-демократы, — только чай!»
От подарков их сурово отвернись:
Мол, у самих добра такого завались!»
Инструкции
Предписания для отправляющихся отдыхать в капиталистические страны и социалистические отличались, но вся суть их сводилась к одному: минимум общения с иностранцами, вы приехали на достопримечательности страны смотреть.
Кстати, морские круизы стали популярными именно потому, что люди во время таких поездок проводили на берегу достаточно времени для того, чтобы посмотреть на Эйфелеву башню или Колизей, а вот на то, чтобы перекинуться парой слов с "зарубежным буржуем" почти не было. Причём, чем длиннее был круиз, тем меньше был риск для того, что кто-то выдаст государственные тайны иностранцам.
Особенно популярен был маршрут: "Одесса – Турция – Греция – Италия – Марокко – Сенегал – Либерия – Нигерия – Гана – Сьерра Леоне – Одесса". Стоил он около 300 рублей (при средней зарплате в 150 рублей за месяц), то есть позволить себе такой тур с финансовой точки зрения могли многие, но вот выпустить из страны соглашались не каждого.
Кстати, выдавая выезжающему заграничный паспорт, у него забирали обычный паспорт. Также ему не разрешали брать с собой никакие документы - чтобы не решил остаться в той стране насовсем.
Расскажи мне про покупки, про покупочки
Следующей проблемой было то, что на валюту можно было поменять лишь небольшую сумму (что-то вроде 200-400 рублей), которых хватило бы только на пару джинсов и одну помаду.
С собой вывезти рубли и поменять их там на валюту тоже запрещали, поэтому выезжающие за границу зашивали деньги в одежду, прятали во второе дно чемодана, внутрь музыкальных инструментов.
А ведь надо было ещё привезти всё по списку: "духи жене, платье тёще, туфли дочке, пальто соседке, костюм начальнику" и всё в таком духе.
Помните, у Высоцкого в песне были строки:
«Обещал, забыл ты, нешто? Ох, хорош!
Что клеенку с Бангладешта привезешь.
После инструктажа вам давали список товаров, которые вы могли взять с собой для продажи или обмена иностранцам. Он был небольшой: литр водки, блок сигарет, 400 граммов икры, 2 литра вина. Количество фотоаппаратов и радиоприёмников тоже было ограничено, ведь иностранцы с удовольствием скупали всё советское.
Совершив такой "обмен", советские люди бежали за покупками. Большая часть людей предпочитала пройтись по торговому центру вместо того, чтобы сходить в итальянскую оперу или посмотреть на Лувр.
Каждый гражданин нашей необъятной страны знал, что в ГДР надо покупать оптику, в Польше и Болгарии - косметику, одежду, духи, в Чехословакии посуду и люстры. Правда, некоторые тратили деньги на запрещённые у нас книги Бродского, Цветаевой, Гумилёва, на альбомы с картинами известных художников, словом, на саморазвитие.
Приехав из-за границу, через несколько дней турист собирал у себя друзей и коллег, поил их заграничными винами, потчевал яствами заморскими, дарил небольшие сувениры. Так делали все, кто побывал в далёких странах.
Про КГБ-шников, которые сопровождали каждую туристическую группу, отправляющуюся в Европу, писать не буду - это и так все знают.
Вот такие они были, условия для того, чтобы советские люди могли отправиться отдыхать за границу.
Я очень рада, что сейчас другое время. Что я могу в любой момент купить билет на самолёт. Что утром я могу пить кофе на Елисейских полях, в обед примерять карнавальную маску в Венеции, а через сутки слушать какой-нибудь мюзикл на Бродвее. Мир - огромный и удивительный, и я хочу повидать его весь.
Как говорится, "Какая разница, сколько лет моим кедам, если я в них гуляю по Парижу...".
Берегите себя и путешествуйте.
С любовью, ваша Лаванда.