Благодаря реформированию аудиторского рынка в России отечественные компании в значительной степени повысили качество своих услуг, в частности, за счет применения новых внутренних правил. Активно внедряются федеральные и международные стандарты аудита годовой бухгалтерской отчетности, что в значительной степени повысило конкурентоспособность отечественных аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Стандарты аудита годовой бухгалтерской отчетности: что это такое и зачем они нужны?
Это определение предполагает свод правил и рекомендаций, которые должны применяться специалистами при осуществлении всех видов проверок, а также сопутствующих аудиту услуг. Они регламентируют практически все, что связано с порядком проведения процедуры, требованиями, которые предъявляются аудитору и аудируемому лицу, методологией, определением задач и целей, оформлением аудиторского мнения.
Стандарты, установленные на территории государства, являются обязательными для всех аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, независимо от того, какие услуги они предоставляют (обязательный или инициативный аудит). Если стандарты касаются непосредственно аудируемых лиц, последние также несут ответственность за их обязательное соблюдение.
О порядке применения стандартов указано в главном нормативно-правовом акте, регламентирующем аудиторскую деятельность в России – Федеральном законе №307-ФЗ от 30.12.2008 г.
На основе его положений в нашей стране функционирует международные, федеральные, стандарты регулируемых организаций, а также внутрифирменные правила.
Международные стандарты аудита годовой бухгалтерской отчетности
Их разработала МФБ для обобщения и стандартизации отчетных документов от аудиторов разных стран. В их составе невозможно найти жестких формулировок, поскольку в основе лежат гибкие принципы достоверности, нейтральности, уместности и т.д. Охватывают все аспекты аудиторской деятельности: основы подхода к проверкам, правила информационного обмена с аудируемым лицом, оценка рисков, порядок сбора и использования доказательств, формирование аудиторского заключения и т.д.
Международные стандарты аудита (МСФО) были разработаны с целью приведения к единым нормам аудиторской отчетности компаний из разных стран, участвующих в международных экономических отношениях. Некоторые государства уже давно приняли международные стандарты как национальные. Россия идет по пути разработки собственных, в основе которых будут правила, принятые международным Комитетом.
Интересно! 23 сентября 2002 года Постановлением Правительства РФ были приняты так называемые стандарты первой очереди. По сути, они основывались на официальных переводах стандартов МСА. Сейчас они утратили свою законную силу.
27 октября 2021 года Министерство финансов выпустило официальное постановление №163-Н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории России и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства Российской Федерации». В письме отражен полный перечень международных стандартов с добавлением к ранее утвержденным еще двух МСА (315 и 4400), которые теперь применяются всеми отечественными аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.
Изначально международные стандарты аудита в России применялись исключительно как основа для создания собственных внутригосударственных правил. В связи с бурным развитием аудиторской отрасли в 2012 году Совет по аудиторской деятельности при Минфине принял решение о прямом применении МСА на территории нашей страны. А 11 июня 2015 года Правительство РФ приняло соответствующее положение.
Российские стандарты аудита годовой бухгалтерской отчетности
Разработкой национальных проектов стандартизации аудита занимается Министерство финансов вместе с Комиссией по аудиторской деятельности при президенте России. На официальном сайте Минфина ежегодно размещается информация о том, какие стандарты будут применяться в ближайшем будущем.
Итак, в настоящее время для саморегулирующих организаций, аудиторских компаний, их специалистов и аудиторов, осуществляющих свою деятельность в индивидуальном порядке, установлено:
- Девять основных стандартов от Минфина РФ, составленные в период с 24 февраля 2010 г. по 16 августа 2011 г.
- 29 документов, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации 23 сентября 2002 г. №696 со всеми действующими дополнениями и изменениями.
Помимо вышеперечисленных правил на территории нашей страны для применения при осуществлении аудиторской деятельности рекомендованы 2 правила: «Проверка прогнозной финансовой информации» и «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций».
Стандарты аудита годовой бухгалтерской отчетности РСБУ, утвержденные в нашей стране, обязательны к исполнению всеми без исключения участниками рынка аудиторских услуг. Они касаются и частных аудиторов, и крупных сетевых организаций, предоставляющих все виды аудиторских и сопутствующих услуг.
Контролировать исполнение данного требования обязаны саморегулируемые организации, членами которого являются аудиторские компании.
Согласно действующему законодательству, последние обязаны иметь членство в СРО, если хотят предоставлять услуги обязательного аудита. Это прописано в части 3 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Еще одним регулятором, осуществляющим контроль на государственном уровне, является Федеральное казначейство.
По установленному закону, официально признанным будет считаться СРО, которое охватывает на территории страны более 50% всего рынка. В России в настоящий момент действует Ассоциация «Содружество». СРО также наделено правом разрабатывать и утверждать стандарты аудита.
Стандарты внутреннего аудита
Внутренний аудит – это добровольный комплексный всесторонний контроль финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской документации. Данный вид аудита может проводиться по распоряжению руководства и решать множество задач. Итогом всегда будет отчет внутреннего аудитора, предназначенный для узкого круга внутрикорпоративных пользователей.
В России внутренний финансовый аудит подчиняется установленным правилам. В частности, он должен соответствовать положениям, указанным в ч. 5 ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ. Право утверждения правил и стандартов закреплено за Министерством финансов Российской Федерации.
В 2023 году на территории нашей страны имеют юридическую силу 5 приказов Минфина России, устанавливающих стандарты внутреннего аудита. Они касаются следующих направлений:
- Принципы и задачи внутреннего аудита (Приказ Минфина от 21.11.2019 №196-Н);
- Права и обязанности лиц, ответственных за проведение проверки (документ №195-Н от 21.11.2019 г.);
- Порядок передачи ответственности за проведение внутреннего аудита бухгалтерской и финансовой отчетности иным лицам, а также перечень оснований для освобождения от ответственности назначенных для проведения аудита сотрудников (№237-Н от 18.12.2019 г.);
- Организация проверки, определение порядка ее проведения, правила планирования (№160-Н от 05.08.2020 г.);
- Оформление и последующая реализация результатов внутреннего контроля (№91-Н от 22.05.2020 г.).
Как утверждаются стандарты внутреннего аудита?
Утверждением всех документов, касающихся внутреннего аудита, занимается руководитель предприятия. В некоторых случаях разрешается пересмотр или повторное утверждение. Это допустимо, если изменяются внешние применяемые стандарты, вступили в силу новые Федеральные законы, касающиеся аудита, или организация была продана другому лицу.
Для организации внутренней проверки каждая компания самостоятельно разрабатывает и устанавливает правила аудита. Они отражены в локальных актах и регулируют упорядочение и детализацию методов проведения аудита, делая процесс более удобным и максимально эффективным.
Требования, предъявляемые к внутрифирменным аудиторским стандартам
Разработанные правила внутреннего аудита принадлежат исключительно руководителям фирмы или собственникам бизнеса и являются авторской, интеллектуальной собственностью. В большинстве случаев они составляют коммерческую тайну.
Аудиторские внутрикорпоративные стандарты должны соответствовать некоторым критериям, в частности:
- Документы, в которых изложены стандарты аудита, должны быть просты и понятны, полезны и логичны. Обычно такая документация является очень объемной, поэтому крайне важно, чтобы она содержала только нужную информацию и легко читалась.
- Все термины в стандартах должны быть взаимосвязаны, согласованы и едины.
- Раскрываемые аспекты должны описываться максимально полно, чтобы избежать повторений в других документах.
Внутрифирменные аудиторские стандарты и стандарты внутреннего аудита: основные отличия
Внутрифирменные аудиторские стандарты – это свод правил, которые утверждены в аудиторской организации и используются для регулировки деятельности ее сотрудников с соответствующей квалификацией. По отношению к лицам, с которыми аудиторская компания заключает договор на оказание услуг, такие правила будут уже внешними.
Все внутрифирменные аудиторские стандарты условно делятся на следующие группы:
- Общие – устанавливают цели, задачи, принципы и методы внутренних проверок;
- Рабочие – регламентируют сам процесс и его технологию;
- Стандарты отчетности – укажут в каком порядке оформляются аудиторские отчеты, каким должны быть их содержание и структура.
При этом стандарты, которые относятся к группе рабочих, должны нести обобщенный характер. Так, например, согласно международному аудиторскому стандарту №315 уже утверждены требования для аудиторов по знанию предприятия, которое он будет проверять. Так как эти нормы уже существуют, внутрифирменными правилами должны быть определены только нюансы с учетом специфики деятельности компании. Потому что в отношении крупного промышленного объекта и небольшого банка не могут быть применимы одни и те же методы внутренней проверки.
Напрашивается вывод: внутрифирменные стандарты могут дополнять и расшифровывать, конкретизировать федеральные и международные стандарты, но не изменять их, и ни в коем случае изменять.
Стандарты внутреннего аудита разрабатываются для сотрудников отдела контроля непосредственно на предприятии. Они также утверждаются локальными актами и отражают специфику компании. Их разрабатывают для повышения эффективности процесса, а также для его упрощения и экономии времени, затраченной на проведение проверки.
Стандарты аудита бухгалтерской и финансовой отчетности необходимы для создания общих принципов осуществления аудиторской деятельности. Все используемые в нашей стране правила делятся на две большие группы: международные стандарты аудита (МСА) и национальные (федеральные) правила. Они устанавливаются Министерством финансов и Правительством России.
Национальные стандарты имеют четыре иерархические ступени:
- Установленные Федеральными законами и Приказами Минфина;
- Утвержденные саморегулируемой организацией;
- Внутрифирменные аудиторские стандарты;
- Регламент, утвержденный коммерческим предприятием для организации внутреннего аудита.
В рамках реформирования отрасли ежегодно применяются новые международные стандарты, разрабатываются федеральные правила. Некоторые положения теряют юридическую силу, другие, наоборот, только начали функционировать. Отрасль постоянно совершенствуется, а участники рынка повышают качество своих услуг.
При этом установленные правила являются единым требованием для всех – соблюдать их должны все поставщики аудиторских услуг, зарегистрированные на территории России.
Напомним, что с 1го января 2023 года индивидуальные аудиторы не имеют право проводить обязательный аудит на предприятиях, которые попали под нормы ст. 5 Федерального закона №307-ФЗ. Но это не избавляет их от требования осуществлять свою деятельность согласно установленным стандартам.
Концепция развития аудита в России будет реализована до 2024 года, а значит независимых оценщиков ждут новые изменения в законодательстве.