В одном из гипермаркетов США был проведен эксперимент. Был установлен прилавок с различными джемами, и всех желающих приглашали их попробовать.
Для исследования был выбран бренд, предлагающий 28 вкусов. Из предложения были исключены клубника и малина, чтобы исключить эффект предпочтения наиболее популярных сортов.
Посетителям, в зависимости от условий тестирования, на дегустацию было предложено либо 6, либо 24 вида варенья. Желающие могли пробовать столько сортов джема, сколько хотели. Люди, подходившие к стенду, получали купон на скидку в 1 доллар при покупке выбранного варенья.
60% людей, увидевших стенд с 24 джемами, согласились принять участие в дегустации. А к стенду с 6 видами варенья подошли 40%. Однако, при дегустации с малым количеством выбора 30% посетителей сделали покупку, а среди тестировавших 24 вкуса, решилось на покупку лишь 3% подошедших.
Получается, что широкое предложение действительно эффективней привлекает внимание людей. Но, они покупали варенье в 10 раз реже, чем те, выбор которых был меньше.
Другие исследования также показали, что широкий ассортимент влияет на привлекательность, притягивает. Но, несмотря на это, покупатели, которым приходилось выбирать из множества вариантов, оценивали принятие решения как более сложное и менее приятное.
Интересно, что в другом аналогичном эксперименте при покупке огромного ассортимента шоколада потребители оценили выбранный шоколад как менее вкусный.
***
У психологов существует такое понятие как усталость от принятия решений. Такое случается, когда мы чувствуем себя истощенными от необходимости постоянно принимать решения и рассматривать множество вариантов.
Эта усталость приводит к все более низкому качеству решений, из-за слишком большого количества вариантов и слишком большого количества времени на их обдумывание.
Какой-то парадокс: мы стремимся иметь все больше и больше вариантов, информации, мнений, заказываем ли мы пиццу, покупаем новые джинсы или выбираем цвет стен в нашей квартире, и когда у нас есть всего так много, мы впадаем в ступор от этого разнообразия и не можем принимать никаких решений.
Нет никаких сомнений в том, что иметь выбор лучше, чем не иметь его, но из этого не следует делать вывод, что наличие большого выбора лучше, чем отсутствие выбора. (Барри Шварц)
Минус этой ситуации еще в том, что из-за перегрузки чрезмерной стимуляцией, даже если нам удастся принять решение, мы будем гораздо менее довольны, чем если бы нам пришлось выбирать из небольшого числа вариантов.
Почему? Потому что наши мысли начинают вращаться вокруг вопросов: «Может, мне надо было выбрать что-то другое?», «А что, если мой выбор был вовсе не лучшим вариантом?», «Может, если бы я поискал в другом магазине, я бы нашел что-нибудь подешевле?»
Мысли об альтернативах, от которых нам пришлось отказаться, могут испортить всю радость от принятого нами решения. Чем больше вариантов, наводняющих нас информацией, тем больше вероятность того, что мы разочаруемся.
«Ничто так не парализует, как осознание бесчисленных возможностей» Остин Клеон
В итоге люди боятся сделать какой-либо выбор, чтобы избежать негативных чувств, связанных с принятием неверного решения.
***
Мы живем в культуре, которая продвигает максимализм. Выбор того, что «достаточно хорошо», ассоциируется с ленью, отсутствием стандартов, дауншифтингом, а иногда даже умственной ограниченностью. Люди не понимают, насколько стратегия «лучшее враг хорошего» экономит нервы, время и силы, которые максималисты тратят на принятие неважных решений.
Искусство довольствоваться «просто хорошим» очень сложно дается современному человеку. Если мы чувствуем себя подавленными возможностями выбора, следует осознать, что «достаточно хорошее» лучше идеального (которого, возможно, не существует).
Во времена, когда все кажется полезным, умение выбирать с умом оказывается одним из важных навыков.