Тема моратория на проверки бизнеса продолжает порождать обсуждения. Так, некоторые эксперты считают, что мораторий на проверки только увеличил количество административных дел в отношении бизнеса, потому что теперь граждане самостоятельно обращаются за защитой своих прав в порядке искового производства. Кроме этого, многие недовольны, что теперь единственные инструменты для надзорных органов – это проведение профилактических мероприятий и предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований. Мы попросили Виктора Миронова прокомментировать эти мнения:
«Мораторий на проверки – это хорошо. У нас засело в головах, что у контролирующих органов карательная функция, а на самом деле надо не наказывать, а делать так, чтобы правила не нарушались. Может быть, и сотрудники государственных органов посмотрят на свою работу под новым ракурсом, хотя конечно профессиональная деформация сказывается.
Наши сотрудники в прошлом году сопровождали клиента в прокуратуре в связи с задержкой выплаты зарплаты в компании на несколько дней. Сотрудник прокуратуры очень сокрушался, что теперь нельзя административные дела возбуждать, только предписания, ну или сразу уголовные дела. А на самом деле именно так и должна действовать система – подсказывать и исправлять при незначительных нарушениях, а наказывать уже при серьезных и, что немаловажно, умышленных преступлениях.
Надо сказать, что не все проверки МСП отменены. Продолжаются проверки РПН и пожарных в отношении определенных объектов, инспекций по труду по обращениям работников и т.п. Налоговые проверки также, разумеется, никто не отменял.
Что касается количества административных дел, не думаю, что тут есть прямая связь с количеством проверок. Может быть и хорошо, что сейчас большинство нарушений выявляется в результате обращений граждан, это правоохранительная функция, как она должна быть. Лет 10 назад в практике административных дел существовал принцип: нарушение нормы само по себе не порождает ответственность, если нет нарушения чьего-либо права. К сожалению, в последние годы этот подход был забыт. Было бы здорово, если бы все вспомнили, что правила существуют для того, чтобы их соблюдать, а не для того, чтобы наказывать за нарушения.»