Вы наверняка не раз уже слышали термин «этическое потребление». Нас призывают покупать разумно, пользоваться вещами бережно, правильно их утилизировать. Бизнес также, наряду с гражданами, становится социально ответственным. Компании участвуют в эко-акциях, благотворительности, становятся проводниками идей. А работает ли это? Нужно ли это на самом деле кому-нибудь? Давайте разбираться.
Написать этот материал меня сподвигли две новости, которые я прочла с разницей в несколько дней. Первая рассказывала о волонтёрском проекте «Ненасвалку64», который стартовал в Саратове. Активисты НКО «Экологизатор» принимают на склад ненужные вещи от населения, а потом сортируют их. Что-то отправляется на переработку в Люберцы, а вещи пригодные к носке раздаются всем нуждающимся.
Вторая новость была о вице-премьере Виктории Абрамченко, курирующей нацпроект «Экология». В своём интервью телеканалу «Россия 24» она призвала телезрителей к осознанному потреблению и просила реже покупать новые джинсы, так как на их производство тратится очень много воды. Почти получасовое интервью у СМИ осталось без внимания, а вот последние фразы Виктории Валерьевны, касающиеся джинс и культуры этического потребления в её семье активно комментируют. Это значит, что слова вице-премьера попали в цель, задели за живое.
Обе новости затрагивают проблему перепотребления и предлагают методы решения проблемы. Компании, позиционирующие себя как социально-ответственный бизнес, также предлагают свои способы выхода из ситуации перепроизводства. Сегодня я расскажу вам о них.
Что такое социальная ответственность бизнеса и этичное потребление?
Вся наша жизнь — борьба за ресурсы. Ресурсов ограниченное количество, многие из них не воспроизводятся, а вот население Земного шара стремительно растёт, как и растёт благосостояние людей. Мы каждый день совершаем покупки, а затем выбрасываем упаковку, еду, которую не съели по каким либо причинам, одежду, ставшую немодной, устаревшие гаджеты. Мусор накапливается, вредит экологии, а самое главное, очень долго разлагается.
В последние тридцать лет экологическая повестка стоит очень остро перед правительствами стран и руководителями компаний. Бизнес принуждают следить за тем, какой вред он наносит природе и максимально компенсировать его. Те компании, которые озабочены поддержанием репутации бренда объявляют себя «социально ответственными», то есть, они по своей воле следуют правилам и нормам, устоявшимся в обществе, которые влияют на качество жизни отдельных социальных групп и общества в целом. Это может быть соблюдение норм морали и этики, защита экологии, благотворительность, улучшение условий труда работников, проявление милосердия и человеколюбия, сострадания к самым незащищённым слоям населения.
В этом материале я затрону только одну сторону социальной ответственности бизнеса — сферу осознанного потребления товаров, новые экологичные решения.
Новое — это хорошо забытое старое: как бизнес формирует культуру этичного потребления у разных слоёв населения
Нельзя сказать, что идея использовать бывшие в употреблении вещи повторно — нова. Если быть честными, то наоборот, привычка выбрасывать хорошие и еще пригодные к употреблению вещи — изобретение конца ХХ века. До этого времени люди передавали вещи «по наследству», донашивали, перелицовывали и перешивали, чинили и снова пользовались, пока они окончательно не приходили в негодность. Экономность приветствовалась, а люди, умеющие что-то ремонтировать ценились на вес золота.
Политику потребления навязали людям компании, желающие уменьшить цикл жизни своих товаров и за счёт этого увеличить их оборот. Они призывали приобретать новое, модное, статусное. Потихоньку исчезли ремонтные мастерские, а сам ремонт стал экономически нецелесообразен благодаря дороговизне запчастей и услуг. Бизнес добился своего, цикл жизни товара сократился, потребление резко возросло. Мы сами не заметили, как мир вокруг стал одной большой свалкой. Теперь компании вынуждены тратить деньги и время на то, чтобы приучить людей разумно потреблять.
Хотя и в наше время, есть покупатели, которым не нужно доказывать необходимость потреблять осознанно. Это люди с низкими доходами. В мессенджерах много групп где они обмениваются вещами, принимают в ремонт гаджеты, отдают мебель, игрушки, бытовую технику. Малообеспеченное население является прямой целевой аудиторией проекта «Ненасвалку64», о котором я говорила в начале, и именно они с усмешкой воспринимают призыв Виктории Абрамченко не покупать каждый сезон новые джинсы, чтобы сберечь 40 литров воды.
Малоимущие не меняют гардероб с приходом нового сезона, и экология тут совершенно ни при чём. Здесь идёт речь о покупательской способности этого сегмента ЦА. Хотя, сама мысль о том, что использование вещей «second hand» помогает восстановиться окружающей среде, повышает самооценку людей, наполняет покупку новым смыслом.
Гораздо сложнее призвать к осознанному потреблению средние слои населения и элиту. Вот тут-то и нужны амбассадоры, такие как вице-премьер Виктория Абрамченко, или влияние крупных корпораций, к мнению которых прислушиваются.
Известные бренды используют эко-повестку для создания собственного имиджа. Ярким примером такого позиционирования является бренд Стеллы Маккартни, которая является веганом и всю свою деятельность связывает с отказом от материалов животного происхождения, материалов и технологий загрязняющих окружающую среду или требующих рабского труда (например, для сбора хлопка до сих пор привлекают женщин и детей, а сам труд мало оплачивается).
Так Стелла Маккартни озаботилась тем, что праздничную одежду часто украшают пластиковыми пайетками, а вот надевают её от силы пять раз. Затем одежду выбрасывают, а пластик начинает загрязнять окружающую среду. Поэтому Стелла создала пайетки на основе растительной целлюлозы, которые биоразлагаются. Ранее она создала коллекцию спортивной одежды adidas by Stella McCartney из переработанного пластика, а также обувь и сумки из инновационного материала Mylo. Это экологически чистая альтернатива коже, изготовленная из мицелия грибов.
Другой пример, Prada полностью перешли на производство одежды из переработанного нейлона. Регенерированное волокно Econyl изготавливается из бывших в употреблении нейлоновых вещей и океанического мусора. Из этого же материала шьют свои изделия такие бренды, как Burberry, Högl,Levi's, Asics, Vivienne Westwood, Topshop, Marks&Spencer, Max Mara, H&M и российская экологическая марка одежды Frencia.
Кстати, бренд Ольги Колковой Frencia включает в себя одежду не только из океанического пластика, но также изделия из переработанного молока. Из просроченных молочных продуктов получают козеин, который становится основой ткани, используемой при пошиве купальных костюмов и футболок. Посмотрите, какая интересная и полезная информация размещена на их официальном сайте:
Тема переработки океанского пластика очень раскручена в мире. Компании подхватывают тренды и активно в них участвуют. Так в 2020 году российская MLM компания Greenway выпустила многоразовые сумки из переработанного океанического пластика Eco Shopper. Компания вообще позиционирует себя как ЭКО. Она призывает к отказу от бытовых моющих средств, пластиковой упаковки и агрессивных компонентов в косметике. Её визитной карточкой стали салфетки из рассечённого микроволокна, которые позволяют осуществлять уборку без бытовой химии, с помощью одной воды.
Не осталась в стороне и знаменитая IKEA, которая представила покупателям серию мягких интерьерных игрушек BLÅVINGAD, изготовленных из переработанного пластика. В своей рекламной компании бренд воспользовался интересным приёмом. На баннерах изображены игрушки, которые знакомят покупателей со своими «родителями» — пластиковыми бутылками и прочими отходами.
Еще одним примером этичного потребления и социальной ответственности бизнеса можно назвать активное внедрение практики ресейл продаж. Справедливости ради нужно отметить, что вторичный рынок стал расти не только благодаря эко-повестке. Росту способствовали санкции и уход зарубежных брендов с нашего рынка. В некоторых случаях ресейл стал одной из возможностью приобрести вещь любимого бренда. Показательно, что рынок ресейл включает в себя как продукцию масс-маркета, так и люксовые вещи. Среди площадок, специализирующихся на бывших в употреблении вещах можно отметить LOTS, Spin4spin, Second Friend Store, Яндекс.Маркет, Авито.
Ресейлеры имеются даже среди клиентов Elena Melnik Studio, например, компания Pedant.Market предлагает проверенные б/у телефоны по приятным ценам.
Очень эффективный маркетинговый ход предприняла команда Яндекса для того, чтобы приучит граждан к раздельному сбору отходов. В Яндекс.Картах теперь размещены точки сбора вторсырья. Чтобы их найти, нужно в поисковой строке сервиса набрать «раздельный сбор отходов» и вам будут доступны все ближайшие адреса.
Кроме этого, в скором времени на коробках с заказами Яндекс.Маркета появятся QR-коды, ведущие на карту. Там вы сможете выбрать удобный пункт, куда можно отнести упаковку на переработку.
А что делает Правительство РФ?
В России принят закон о раздельном сборе мусора, который обязывает людей сортировать, а компании — утилизировать его. Юридические лица и индивидуальные предприниматели будут обязаны самостоятельно заниматься утилизацией вторичных ресурсов или передавать их иным лицам для утилизации. Эти нормы применяются с 1 марта 2023 года.
Кроме этого, в рамках реализации федерального проекта «Экономика замкнутого цикла», ответственный — ППК «Российский экологический оператор» (РЭО), в России хотят запретить ввоз пластиковых изделий. В списке Минпромторга — 28 наименований: одноразовая посуда, пакеты, ватные палочки и не только. Более того, рассматривается вариант запрета на производство этой продукции внутри страны. Она должна будет замещена аналогами из перерабатываемых, экологичных материалов.
На данном этапе происходят консультации Минпромторга с представителями бизнес-сообщества и профильными ассоциациями для определения возможности и последствий перехода к использованию альтернативной продукции в различных сегментах одноразовых изделий. В качестве альтернативы РЭО предложены упаковочные материалы из ПЭТ, бумаги, картона, стекла и материалы растительного происхождения. Но пока эти перспективы не радуют бизнес, так как производители не готовы к столь радикальным переменам.
В планах Правительства строительство 200 мусороперерабатывающих заводов. Сроки реализации назначены на 2024 год. Кроме того, чтобы постепенно решить проблему пластикового мусора, который скапливается в каждом домохозяйстве, Владимир Путин поручил Правительству принять меры для увеличения «доли использования населением, организациями пищевой и перерабатывающей промышленности, организациями в сфере торговли и гостинично-ресторанного бизнеса одноразовой бумажной (картонной) тары, упаковки, посуды в целях отказа от пластиковых изделий». Поэтому в скором времени такие сферы как гостинично-ресторанный бизнес, торговля, а также пищевая и перерабатывающая промышленность вынуждены будут отказаться от пластиковой тары в пользу бумажной. Сотрудников госструктур эти изменения тоже коснутся. В своей работе они теперь будут использовать небелёную бумагу.
У Российского бизнеса есть все инструменты и возможности для того, чтобы стать социально-ответственным. Настало благоприятное время для того, чтобы привить населению привычки сортировать отходы и разумно потреблять, а компаниям — активно участвовать в деле защиты окружающей среды. Участие в экологических проектах не только положительно скажется на репутации брендов, но и поможет заработать, ведь многие из них связаны с высокотехнологичным производством, производством энергоресурсов и инновационных товаров.