Найти тему
Elena Melnik Studio

Этичное потребление и социально ответственный бизнес: необходимость, добрая воля или модный тренд?

Оглавление

Вы наверняка не раз уже слышали термин «этическое потребление». Нас призывают покупать разумно, пользоваться вещами бережно, правильно их утилизировать. Бизнес также, наряду с гражданами, становится социально ответственным. Компании участвуют в эко-акциях, благотворительности, становятся проводниками идей. А работает ли это? Нужно ли это на самом деле кому-нибудь? Давайте разбираться.

Написать этот материал меня сподвигли две новости, которые я прочла с разницей в несколько дней. Первая рассказывала о волонтёрском проекте «Ненасвалку64», который стартовал в Саратове. Активисты НКО «Экологизатор» принимают на склад ненужные вещи от населения, а потом сортируют их. Что-то отправляется на переработку в Люберцы, а вещи пригодные к носке раздаются всем нуждающимся.

Вторая новость была о вице-премьере Виктории Абрамченко, курирующей нацпроект «Экология». В своём интервью телеканалу «Россия 24» она призвала телезрителей к осознанному потреблению и просила реже покупать новые джинсы, так как на их производство тратится очень много воды. Почти получасовое интервью у СМИ осталось без внимания, а вот последние фразы Виктории Валерьевны, касающиеся джинс и культуры этического потребления в её семье активно комментируют. Это значит, что слова вице-премьера попали в цель, задели за живое.

Обе новости затрагивают проблему перепотребления и предлагают методы решения проблемы. Компании, позиционирующие себя как социально-ответственный бизнес, также предлагают свои способы выхода из ситуации перепроизводства. Сегодня я расскажу вам о них.

Что такое социальная ответственность бизнеса и этичное потребление?

Вся наша жизнь — борьба за ресурсы. Ресурсов ограниченное количество, многие из них не воспроизводятся, а вот население Земного шара стремительно растёт, как и растёт благосостояние людей. Мы каждый день совершаем покупки, а затем выбрасываем упаковку, еду, которую не съели по каким либо причинам, одежду, ставшую немодной, устаревшие гаджеты. Мусор накапливается, вредит экологии, а самое главное, очень долго разлагается.

Период разложения отходов
Период разложения отходов

В последние тридцать лет экологическая повестка стоит очень остро перед правительствами стран и руководителями компаний. Бизнес принуждают следить за тем, какой вред он наносит природе и максимально компенсировать его. Те компании, которые озабочены поддержанием репутации бренда объявляют себя «социально ответственными», то есть, они по своей воле следуют правилам и нормам, устоявшимся в обществе, которые влияют на качество жизни отдельных социальных групп и общества в целом. Это может быть соблюдение норм морали и этики, защита экологии, благотворительность, улучшение условий труда работников, проявление милосердия и человеколюбия, сострадания к самым незащищённым слоям населения.

В этом материале я затрону только одну сторону социальной ответственности бизнеса — сферу осознанного потребления товаров, новые экологичные решения.

Новое — это хорошо забытое старое: как бизнес формирует культуру этичного потребления у разных слоёв населения

Нельзя сказать, что идея использовать бывшие в употреблении вещи повторно — нова. Если быть честными, то наоборот, привычка выбрасывать хорошие и еще пригодные к употреблению вещи — изобретение конца ХХ века. До этого времени люди передавали вещи «по наследству», донашивали, перелицовывали и перешивали, чинили и снова пользовались, пока они окончательно не приходили в негодность. Экономность приветствовалась, а люди, умеющие что-то ремонтировать ценились на вес золота.

Политику потребления навязали людям компании, желающие уменьшить цикл жизни своих товаров и за счёт этого увеличить их оборот. Они призывали приобретать новое, модное, статусное. Потихоньку исчезли ремонтные мастерские, а сам ремонт стал экономически нецелесообразен благодаря дороговизне запчастей и услуг. Бизнес добился своего, цикл жизни товара сократился, потребление резко возросло. Мы сами не заметили, как мир вокруг стал одной большой свалкой. Теперь компании вынуждены тратить деньги и время на то, чтобы приучить людей разумно потреблять.

Хотя и в наше время, есть покупатели, которым не нужно доказывать необходимость потреблять осознанно. Это люди с низкими доходами. В мессенджерах много групп где они обмениваются вещами, принимают в ремонт гаджеты, отдают мебель, игрушки, бытовую технику. Малообеспеченное население является прямой целевой аудиторией проекта «Ненасвалку64», о котором я говорила в начале, и именно они с усмешкой воспринимают призыв Виктории Абрамченко не покупать каждый сезон новые джинсы, чтобы сберечь 40 литров воды.

Малоимущие не меняют гардероб с приходом нового сезона, и экология тут совершенно ни при чём. Здесь идёт речь о покупательской способности этого сегмента ЦА. Хотя, сама мысль о том, что использование вещей «second hand» помогает восстановиться окружающей среде, повышает самооценку людей, наполняет покупку новым смыслом.

-3

Гораздо сложнее призвать к осознанному потреблению средние слои населения и элиту. Вот тут-то и нужны амбассадоры, такие как вице-премьер Виктория Абрамченко, или влияние крупных корпораций, к мнению которых прислушиваются.

Известные бренды используют эко-повестку для создания собственного имиджа. Ярким примером такого позиционирования является бренд Стеллы Маккартни, которая является веганом и всю свою деятельность связывает с отказом от материалов животного происхождения, материалов и технологий загрязняющих окружающую среду или требующих рабского труда (например, для сбора хлопка до сих пор привлекают женщин и детей, а сам труд мало оплачивается).

Так Стелла Маккартни озаботилась тем, что праздничную одежду часто украшают пластиковыми пайетками, а вот надевают её от силы пять раз. Затем одежду выбрасывают, а пластик начинает загрязнять окружающую среду. Поэтому Стелла создала пайетки на основе растительной целлюлозы, которые биоразлагаются. Ранее она создала коллекцию спортивной одежды adidas by Stella McCartney из переработанного пластика, а также обувь и сумки из инновационного материала Mylo. Это экологически чистая альтернатива коже, изготовленная из мицелия грибов.

https://www.stellamccartney.com/kw/en/stellas-world/stella-mccartney-debuts-first-garment-crafted-from-radiant-matter-biosequins.html
https://www.stellamccartney.com/kw/en/stellas-world/stella-mccartney-debuts-first-garment-crafted-from-radiant-matter-biosequins.html
https://www.stellamccartney.com/kw/en/stellas-world/frayme-mylo-mycelium-bag.html
https://www.stellamccartney.com/kw/en/stellas-world/frayme-mylo-mycelium-bag.html
https://www.stellamccartney.com/us/en/adidas/adidas-by-stella-mccartney
https://www.stellamccartney.com/us/en/adidas/adidas-by-stella-mccartney
-7

Другой пример, Prada полностью перешли на производство одежды из переработанного нейлона. Регенерированное волокно Econyl изготавливается из бывших в употреблении нейлоновых вещей и океанического мусора. Из этого же материала шьют свои изделия такие бренды, как Burberry, Högl,Levi's, Asics, Vivienne Westwood, Topshop, Marks&Spencer, Max Mara, H&M и российская экологическая марка одежды Frencia.

Кстати, бренд Ольги Колковой Frencia включает в себя одежду не только из океанического пластика, но также изделия из переработанного молока. Из просроченных молочных продуктов получают козеин, который становится основой ткани, используемой при пошиве купальных костюмов и футболок. Посмотрите, какая интересная и полезная информация размещена на их официальном сайте:

-8

https://www.econyl.com/about-us/#lg=1&slide=16
https://www.econyl.com/about-us/#lg=1&slide=16

Тема переработки океанского пластика очень раскручена в мире. Компании подхватывают тренды и активно в них участвуют. Так в 2020 году российская MLM компания Greenway выпустила многоразовые сумки из переработанного океанического пластика Eco Shopper. Компания вообще позиционирует себя как ЭКО. Она призывает к отказу от бытовых моющих средств, пластиковой упаковки и агрессивных компонентов в косметике. Её визитной карточкой стали салфетки из рассечённого микроволокна, которые позволяют осуществлять уборку без бытовой химии, с помощью одной воды.

Не осталась в стороне и знаменитая IKEA, которая представила покупателям серию мягких интерьерных игрушек BLÅVINGAD, изготовленных из переработанного пластика. В своей рекламной компании бренд воспользовался интересным приёмом. На баннерах изображены игрушки, которые знакомят покупателей со своими «родителями» — пластиковыми бутылками и прочими отходами.

Еще одним примером этичного потребления и социальной ответственности бизнеса можно назвать активное внедрение практики ресейл продаж. Справедливости ради нужно отметить, что вторичный рынок стал расти не только благодаря эко-повестке. Росту способствовали санкции и уход зарубежных брендов с нашего рынка. В некоторых случаях ресейл стал одной из возможностью приобрести вещь любимого бренда. Показательно, что рынок ресейл включает в себя как продукцию масс-маркета, так и люксовые вещи. Среди площадок, специализирующихся на бывших в употреблении вещах можно отметить LOTS, Spin4spin, Second Friend Store, Яндекс.Маркет, Авито.

Ресейлеры имеются даже среди клиентов Elena Melnik Studio, например, компания Pedant.Market предлагает проверенные б/у телефоны по приятным ценам.

-14

Очень эффективный маркетинговый ход предприняла команда Яндекса для того, чтобы приучит граждан к раздельному сбору отходов. В Яндекс.Картах теперь размещены точки сбора вторсырья. Чтобы их найти, нужно в поисковой строке сервиса набрать «раздельный сбор отходов» и вам будут доступны все ближайшие адреса.

изображение с канала https://t.me/hikollegi
изображение с канала https://t.me/hikollegi

Кроме этого, в скором времени на коробках с заказами Яндекс.Маркета появятся QR-коды, ведущие на карту. Там вы сможете выбрать удобный пункт, куда можно отнести упаковку на переработку.

А что делает Правительство РФ?

В России принят закон о раздельном сборе мусора, который обязывает людей сортировать, а компании — утилизировать его. Юридические лица и индивидуальные предприниматели будут обязаны самостоятельно заниматься утилизацией вторичных ресурсов или передавать их иным лицам для утилизации. Эти нормы применяются с 1 марта 2023 года.

Кроме этого, в рамках реализации федерального проекта «Экономика замкнутого цикла», ответственный — ППК «Российский экологический оператор» (РЭО), в России хотят запретить ввоз пластиковых изделий. В списке Минпромторга — 28 наименований: одноразовая посуда, пакеты, ватные палочки и не только. Более того, рассматривается вариант запрета на производство этой продукции внутри страны. Она должна будет замещена аналогами из перерабатываемых, экологичных материалов.

На данном этапе происходят консультации Минпромторга с представителями бизнес-сообщества и профильными ассоциациями для определения возможности и последствий перехода к использованию альтернативной продукции в различных сегментах одноразовых изделий. В качестве альтернативы РЭО предложены упаковочные материалы из ПЭТ, бумаги, картона, стекла и материалы растительного происхождения. Но пока эти перспективы не радуют бизнес, так как производители не готовы к столь радикальным переменам.

В планах Правительства строительство 200 мусороперерабатывающих заводов. Сроки реализации назначены на 2024 год. Кроме того, чтобы постепенно решить проблему пластикового мусора, который скапливается в каждом домохозяйстве, Владимир Путин поручил Правительству принять меры для увеличения «доли использования населением, организациями пищевой и перерабатывающей промышленности, организациями в сфере торговли и гостинично-ресторанного бизнеса одноразовой бумажной (картонной) тары, упаковки, посуды в целях отказа от пластиковых изделий». Поэтому в скором времени такие сферы как гостинично-ресторанный бизнес, торговля, а также пищевая и перерабатывающая промышленность вынуждены будут отказаться от пластиковой тары в пользу бумажной. Сотрудников госструктур эти изменения тоже коснутся. В своей работе они теперь будут использовать небелёную бумагу.

У Российского бизнеса есть все инструменты и возможности для того, чтобы стать социально-ответственным. Настало благоприятное время для того, чтобы привить населению привычки сортировать отходы и разумно потреблять, а компаниям — активно участвовать в деле защиты окружающей среды. Участие в экологических проектах не только положительно скажется на репутации брендов, но и поможет заработать, ведь многие из них связаны с высокотехнологичным производством, производством энергоресурсов и инновационных товаров.