Найти тему

Гибель 300 спартанцев в Фермопилах. Версия Диодора

Вчера в обсуждениях под моей недавней статьей «Леонид и 300 спартанцев. Тайна погребения» подписчик оставил интересный комментарий, который я цитирую полностью: «О гибели спартанцев на холме Колонос обратил внимание первый критик Геродота – Плутарх. Узнав об обходном маневре персов, Леонид приказал всем союзным отрядам греков отступить. Сам же предпринял смелое решение со своим отрядом атаковать персов ночью и попытаться убить персидского царя. Отступление на некий холм выглядело не просто тактической ошибкой, но и шагом назад (отступлением). Таким образом, по мнению, Плутарха «Геродот дал также неверную картину величайшего подвига». Это было смелое решение и отчаянное и вполне могло увенчаться успехом. Леонид и его товарищи пали в персидском лагере и возможно были погребены (сожжены на погребальном костре) вместе с персидскими воинами».

Хочу высказать свое развернутое мнение по поводу данного интересного и, в принципе, логичного комментария. Тот же Геродот и другие античные летописцы отмечают, что у персов тела умерших предавались исключительно земле, покрытые воском или обернутые тканью. Также упоминаются курганные и обычные грунтовые погребения. Геродот рассказывает, что персы считают «нечестивым сжигать трупы, так как нельзя предавать богу человеческое тело». Диоскирид в эпитафии рабу персу подчеркивает, что огонь не должен соприкасаться с трупом. Страбон свидетельствует, что человека, который положил мертвое тело на огонь, персы карали смертью. И опять же Геродот пишет о том, что Ксеркс в Фермопилах для погребения тел своих 20 000 убитых воинов велел вырыть огромные ямы, в виде братских могил. Поэтому приказ персидского царя кремировать тела своих погибших воинов маловероятен.

Нельзя также назвать по Геродоту отступлением тактический отход отряда греков на холм Колонос, поскольку дав сражение армии Ксеркса, они затем развернулись и пошли навстречу другому персидскому отряду «Бессмертных» Гидарнеса, заходящему эллинам с тыла. Версию о ночном нападении греков на лагерь персов Плутарх перенял у Диодора Сицилийского. А тот, в свою очередь, позаимствовал ее у Эфора. Летописец Эфор Кимский (около 405-330 годы жизни до новой эры) первым предпринял попытку обобщить греческую историю, отличался массой собранного материала и исключением из него всего баснословного, мифического и анекдотичного. Сочинениями Эфора особенно усиленно пользовался Диодор Сицилийский. Я сторонник версии гибели спартанцев по изложению Геродота, который являлся почти современником происходящих событий и родился через четыре года после смерти Леонида и 300 лакедемонян. В ходе изучения трудов Диодора учеными было доказано, что в большинстве случаев полученный им из оригинальных источников материал подвергался дальнейшей литературной обработке (К. Ваксмут, Дж. Бьюри, А.Д. Нок). В труде Плутарха «О злокозненности Геродота» говорится о, якобы, подмене последним многих исторических фактов, к примеру, в изложении событий последнего дня сражения в Фермопилах. О предвзятости и неправомерности обвинений в адрес Геродота свидетельствует выдающийся филолог-эллинист, историк античности и науки С.Я. Лурье: «Собственный подход Плутарха к Геродоту и его сочинению производит на нас крайне убогое впечатление».

По Геродоту царь Леонид вывел свой отряд из теснин на равнину в последнее сражение с единственной целью нанести максимальный урон противнику наибольшим количеством воинов, расположенных в боевом построении по фронту. По Диадору Леонид логично рассудил одним внезапным ночным нападением решить исход всей войны в пользу греков, поскольку бы в случае смерти царя Ксеркса на этом поход персов на Грецию и закончился. Вспомним, как с убийством Цезаря и Аврелиана завершились планируемые походы римлян на Парфию, хотя легионы уже находились на марше. Но на основании археологических раскопок Спиридона Маринатоса в 1939 году на холме Колонос было обнаружено наглядное свидетельство смерти последних защитников Фермопил именно на данной возвышенности. Эти находки представляли множество персидских наконечников стрел и нескольких наконечников копий, что документально подкрепляло повествование Геродота. По этой же причине версию о гибели последних спартанцев на холме Колонос поддерживают не только историки, но она также является официальной и на уровне греческого правительства. И по факту археологических раскопок Спиридона Маринатоса именно на вершине холма Колонос в 1955 году была установлена мемориальная плита, как обозначающая собой место гибели спартанцев в Фермопилах. Геродот в своем повествовании пишет, что «узнал имена всех 300 спартанцев». Это он мог сделать только в том случае, если своими глазами видел установленную на данном холме как на месте гибели спартанцев мраморную колонну, с выбитыми на ней именами всех 300 лакедемонян Леонида. И именно на данном обелиске в древности была размещена эпитафия Симонида Кеосского со словами: «Путник, пойди возвести нашим согражданам в Лакедемоне, что их заветы соблюдая, здесь костьми мы полегли». Слово «здесь» в данном случае обозначает место гибели спартанцев именно на холме Колонос, а не в персидском лагере, который находился в отдалении на расстоянии 10 километров от обозначенного места.

А теперь рассмотрим версию Диодора о гибели отряда Леонида на предмет ее состоятельности. Холм Колонос благодаря 15-метровой высоте являлся как наблюдательным пунктом греков, так и местом нахождения командного состава союзной армии. Лагерь персов располагался западнее на расстоянии примерно десяти километров от холма Колонос на берегу реки Сперхей возле селения Трахин. В данном месте находится самое большое расстояние от гор до моря, что позволило разместиться лагерем огромной персидской армии. В Фермопилах в июле месяце рассвет наступает в четыре часа, а в пять часов выглядывает солнце. Таким образом, темное время суток на данный период времени составляет всего лишь пять часов. По Геродоту и Диодору персидский перебежчик Тиристиад именно ночью пробрался из лагеря Ксеркса к Леониду с сообщением о том, что «Бессмертные» Гидарнеса планируют зайти эллинам в тыл по обходному Анапейскому проходу. Учитывая, что темнота наступила не ранее 11 часов, а Тиристиаду еще необходимо было пройти десять километров, персидский перебежчик в лагере греков в лучшем случае мог оказаться только после полуночи. Раньше он этого сделать бы не смог по причине светового дня и своего незамедлительного обнаружения сторожевыми персидскими постами. Современными исследователями в ходе проведения научного эксперимента было доказано, что находящийся в средней физической форме мужчина преодолевает высокогорный 20-километровый Анапейский проход примерно за 12 часов. При этом в целях безопасности эксперимент был осуществлен не ночью, а днем, что создавало определенную погрешность во времени, так как идти в темноте по горным кручам на узкой каменистой тропе при свете факелов значительно сложнее.

Диодор свидетельствует, что персы выступили из лагеря ночью (когда зажглись светильники – по Геродоту), с наступлением темноты после 11 часов вечера. Тем не менее, по тому же Диодору «Персы обойдя ночью неприступные проходы, внезапно окружили воинов Леонида», которые «единогласно стали просить своего предводителя вести их на врагов раньше, чем персы узнают, что обходной маневр удался». И только после этого Леонид приказал своим воинам подкрепиться завтраком и ворвался в лагерь персов. То есть, летописец пишет об обходном маневре персов как уже свершившемся факте. Таким образом, по Диодору персы Гидарнеса выступив из лагеря примерно в 11 часов ночи, еще затемно за три часа прошли 20 километров Анапейского прохода и появились в тылу греков у холма Колонос примерно в два часа ночи. По Диодору греки атаковали лагерь персов внезапно, именно затемно и той же ночью. Поэтому два темных ночных часа я дополнительно отвожу грекам на быстрый завтрак и перемещение на 10-километровое расстояние от фокийской стены к персидскому лагерю до наступления рассвета в четыре часа утра, что способствовало Леониду осуществить замысел внезапного нападения в темноте. Хотя мне кажется крайне маловероятным, чтобы 4-тысячный отряд Леонида мог незаметно пройти 10-километровое расстояние. Такая значительная масса людей даже в кромешной тьме однозначно была бы выявлена персидскими сторожевыми наблюдателями еще на значительном расстоянии от лагеря Ксеркса благодаря тяжелой поступи тысяч ног гоплитов и бряцания оружием. Из всего сказанного, учитывая временные нестыковки Диодора в повествовании, можно сделать вывод о том, что получив сообщение от персидского перебежчика примерно в 12 часов ночи, Леонид не успел бы провести совещание с военачальниками о сложившейся ситуации, преодолеть значительное 10-километровое расстояние до персидского лагеря и до наступления рассвета скрытно атаковать его. На все это у него оставалось четыре часа темного времени суток. Не следует думать о том, что совещание греков было скоротечным, а решение Леонида – сиюминутным, поскольку свое мнение высказывали все военачальники союзнических отрядов. И завтракали греки явно не на ходу по пути следования к персидскому лагерю. К тому же на развертывание по Диодору сплоченного боевого построения греков перед ночной атакой на персидский лагерь также потребовалось определенное время. А если принять во внимание слова Диодора о том, что греки ночью еще и обошли весь огромный персидский лагерь в поисках царя Ксеркса, то последнее сражение длилось, минимум, полноценный час, прежде чем с рассветом персы выявили малочисленность эллинов и уничтожили их. Ночь была слишком коротка для того чтобы осуществить задуманный Леонидом план внезапного нападения греков на персидский лагерь по версии Диодора.

По Геродоту фокийцы заметили «Бессмертных» Гидарнеса на обходной тропе «уже когда засияла утренняя заря», то есть в четыре часа утра и примерно на 1/3 пути Анапейского прохода и они появились в тылу греческого отряда как положено по времени проведенного эксперимента через 14 часов и только к полудню. При этом следует учитывать часовую задержку «Бессмертных» при неожиданной встрече с тысячей фокийских гоплитов, охранявших Анапейской проход. По Геродоту опять же на заре последнего дня противостояния с персами в Фермопилах первым предсказал грядущую гибель эллинам прорицатель Мегистий, рассмотрев внутренности жертвенного животного. И также только утром, спустившись бегом с вершины горы, появился запыхавшийся гонец от фокийцев с сообщением об обходном движении персов. Таким образом, повествование Геродота о гибели греческого отряда в Фермопилах более правдоподобно, чем изложенная версия Диодора.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10