Представление древних философов и фактическая ситуация.
В этой статье хотелось рассмотреть представления древних мыслителей в вопросе развития государства и права, стремящихся в своих трудах идеализировать общественно-правовые и политические отношения. Таким образом, суммируя философские труды, древних мудрецов, так и рассуждения мыслителей настоящего времени, хотелось сделать логические выводы, о том, как современное общество реализовывало принцип «всеобщей справедливости» и к чему мы пришли в настоящий момент.
Символическим выражением разумной и справедливой организации публичной власти стал образ богини правосудия Фемиды, олицетворяющей единение силы и права – правопорядок, в равной мере обязательный для всех.
Начнем с греческих философов, таких как Сократ, Платон и Аристотель, которые рассматривали государство с точки зрения политической добродетели и справедливости.
По мнению Аристотеля, государство образовывается ради достижения «прекрасной жизни» и «общего блага», т.е. удовлетворения экономических потребностей всех граждан.
Платон выдвигал теорию о, идеальной форме правления «идеального государства», как государства «лучших и благородных» является «законная власть немногих» - аристократия. Им выделялись и рассматривались «законная монархия» - царская власть и «незаконная» - олигархия.
Другие античные авторы в книгах «этика» представляли «право», как общую нераздельную справедливость. Выделяли «Право», как единую меру свободы. Греческое слово «Dike» означающее - богиня, олицетворяющая идею справедливости и правды, было равнозначно, римскому слову «jus» означающее - разумность, правильность и справедливость. Применялись эти термины для обозначения понятия государственного права. Из этого вытекала идея об общей коллективной свободе, свободных граждан. Рабы исключались из сферы правовой защиты.
Цицерон считал, что государство это объединение людей на основе договора и естественного стремления человека к общественной жизни на основе добровольных взаимных соглашений. Государство, утверждает Цицерон, есть достояние народа, а народ не любое единение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов.
Учение Конфуция предполагало рассматривать государство, как человеческую жизнь, в основе которой, лежит категория «жень», т.е. гуманность, не делай другим того, чего не желаешь себе (этический принцип).
Согласно этатисткой традиции, право есть дитя закона, государство дарует обществу свободы, а свобода это дар государства.
Г. Спенсер, сравнил «государство» и «право» с продуктом органической эволюции, в процессе которой происходит естественный отбор формы правления.
И. Кант представлял Государство, как объединение множества людей, подчиненных правовым законам, главная задача которых суверенитет народа, охрана и гарантии прав и свобод граждан. Где право, определяется поступками общества, которые должны быть такими, что максима направленной воли, могла стать принципом всеобщего законодательства, что бы видеть человечество в качестве цели и никогда в виде средства.
В эпоху средневековья господствовала теологическая концепция происхождения государства и права, согласно которой Бог, создав государство и законы, не указал непосредственно лиц, осуществляющих власть. Основателем данной теории считается средневековый богослов Августин. Согласно его учению, ни одно государство, не знает подлинной справедливости, а потому походит, скорее, на «шайку разбойников». Критикуя реально существующие государства, он противопоставил им церковь в качестве идеального «небесного» сообщества, духовной общины верующих. Приоритет церкви над государством защищал и Фома Аквинский, полагая, что правители могут использовать свою власть вопреки заветам божества, их деятельность должна контролироваться церковью.
Английский мыслитель Нового времени Т. Гоббс, сравнивал государство с Левиафаном - библейским чудовищем. С позиции Т. Гоббса, человек это эгоист, он асоциален и предпочитает силу, его асоциальные порывы, необходимо сдерживать ради главной ценности – порядка в обществе. Во имя порядка люди расстаются со своими правами и свободами.
Юрист И.А. Ильин пишет, что «сущность государства состоит в том, что все его граждане имеют и признают – помимо своих различных и частных интересов и целей – еще единый интерес и единую цель, а именно: общий интерес и общую цель, ибо государство есть некая духовная община»
Французский философ А.Лефевр в качестве примера политической мысли приводил свою оценку государству, утверждая, что государство - это "Великий Идентификатор", который отождествляет одного человека с другим, делая каждого лишь нумерованным объектом в заданном политическом пространстве.
Немецкий социолог М.Вебер определял государство как человеческое общество, которое внутри определенной области с успехом претендует на монополию физического насилия.
Полибий в своих трудах утверждал, что государство и право формируется по следующим этапам и стадиям. Первое, что в результате общественного договора появляется Монархия, Монархия переходит в тиранию. В тирании появляются интеллектуалы. Тирания переходит в аристократию, которая в начале заботится, о чести, достоинстве и равенстве, но потом злоупотребляет властью (коррупция и произвол становиться нормой). Аристократия переходит в олигархию, и общество разбивается на бедных и богатых, между которыми разворачивается борьба. Устанавливается демократическая форма правления. Однако эта демократия снова превращается в олигархию, при которой снова появляется однополярная сильная власть монарха.
Л. Гумплович, являясь сторонником теории «Насилия» рассматривал государство как результат насилия и вражды, завоевания одних народов другими. С последующим возникновением классового неравенства обусловленного присутствием насилия одной части общества над другой. Впоследствии, развивая и связывая теорию Насилия с Материалистической теорией, рассматривающей государство, как результат классовой непримиримости, сделал вывод, из которого следует, что государство, существует только для утверждения власти господствующего класса. Об этом так же сообщал и В.И.Ленин в одной из самых известных цитат: «Право - это воля господствующего класса, возведенная в закон».
В заключение хотелось сделать вывод о философских понятиях свободы личности, так как именно с этим фактором связывается феномен возникновения права, из чего возникает вопрос: Чью же именно волю выражает современное право? Государства, народа или господствующего класса?
Литература:
1. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших
учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 – 410 с. (Серия
«Учебники для вузов»).
2. Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.А. и др.
Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: "Зерцало", под ред. Марченко М.Н.. - 2004 г. - 800
стр.
Надеюсь, статья была полезна для Вас.