Найти тему
Право Право +

ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

Представление древних философов и фактическая ситуация.

В этой статье хотелось рассмотреть представления древних мыслителей в вопросе развития государства и права, стремящихся в своих трудах идеализировать общественно-правовые и политические отношения. Таким образом, суммируя философские труды, древних мудрецов, так и рассуждения мыслителей настоящего времени, хотелось сделать логические выводы, о том, как современное общество реализовывало принцип «всеобщей справедливости» и к чему мы пришли в настоящий момент.

Символическим выражением разумной и справедливой организации публичной власти стал образ богини правосудия Фемиды, олицетворяющей единение силы и права – правопорядок, в равной мере обязательный для всех.

Начнем с греческих философов, таких как Сократ, Платон и Аристотель, которые рассматривали государство с точки зрения политической добродетели и справедливости.

По мнению Аристотеля, государство образовывается ради достижения «прекрасной жизни» и «общего блага», т.е. удовлетворения экономических потребностей всех граждан.

Платон выдвигал теорию о, идеальной форме правления «идеального государства», как государства «лучших и благородных» является «законная власть немногих» - аристократия. Им выделялись и рассматривались «законная монархия» - царская власть и «незаконная» - олигархия.

Другие античные авторы в книгах «этика» представляли «право», как общую нераздельную справедливость. Выделяли «Право», как единую меру свободы. Греческое слово «Dike» означающее - богиня, олицетворяющая идею справедливости и правды, было равнозначно, римскому слову «jus» означающее - разумность, правильность и справедливость. Применялись эти термины для обозначения понятия государственного права. Из этого вытекала идея об общей коллективной свободе, свободных граждан. Рабы исключались из сферы правовой защиты.

-2

Цицерон считал, что государство это объединение людей на основе договора и естественного стремления человека к общественной жизни на основе добровольных взаимных соглашений. Государство, утверждает Цицерон, есть достояние народа, а народ не любое единение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов.

Учение Конфуция предполагало рассматривать государство, как человеческую жизнь, в основе которой, лежит категория «жень», т.е. гуманность, не делай другим того, чего не желаешь себе (этический принцип).

Согласно этатисткой традиции, право есть дитя закона, государство дарует обществу свободы, а свобода это дар государства.

Г. Спенсер, сравнил «государство» и «право» с продуктом органической эволюции, в процессе которой происходит естественный отбор формы правления.

И. Кант представлял Государство, как объединение множества людей, подчиненных правовым законам, главная задача которых суверенитет народа, охрана и гарантии прав и свобод граждан. Где право, определяется поступками общества, которые должны быть такими, что максима направленной воли, могла стать принципом всеобщего законодательства, что бы видеть человечество в качестве цели и никогда в виде средства.

-3

В эпоху средневековья господствовала теологическая концепция происхождения государства и права, согласно которой Бог, создав государство и законы, не указал непосредственно лиц, осуществляющих власть. Основателем данной теории считается средневековый богослов Августин. Согласно его учению, ни одно государство, не знает подлинной справедливости, а потому походит, скорее, на «шайку разбойников». Критикуя реально существующие государства, он противопоставил им церковь в качестве идеального «небесного» сообщества, духовной общины верующих. Приоритет церкви над государством защищал и Фома Аквинский, полагая, что правители могут использовать свою власть вопреки заветам божества, их деятельность должна контролироваться церковью.

Английский мыслитель Нового времени Т. Гоббс, сравнивал государство с Левиафаном - библейским чудовищем. С позиции Т. Гоббса, человек это эгоист, он асоциален и предпочитает силу, его асоциальные порывы, необходимо сдерживать ради главной ценности – порядка в обществе. Во имя порядка люди расстаются со своими правами и свободами.

Юрист И.А. Ильин пишет, что «сущность государства состоит в том, что все его граждане имеют и признают – помимо своих различных и частных интересов и целей – еще единый интерес и единую цель, а именно: общий интерес и общую цель, ибо государство есть некая духовная община»

Французский философ А.Лефевр в качестве примера политической мысли приводил свою оценку государству, утверждая, что государство - это "Великий Идентификатор", который отождествляет одного человека с другим, делая каждого лишь нумерованным объектом в заданном политическом пространстве.

Немецкий социолог М.Вебер определял государство как человеческое общество, которое внутри определенной области с успехом претендует на монополию физического насилия.

-4

Полибий в своих трудах утверждал, что государство и право формируется по следующим этапам и стадиям. Первое, что в результате общественного договора появляется Монархия, Монархия переходит в тиранию. В тирании появляются интеллектуалы. Тирания переходит в аристократию, которая в начале заботится, о чести, достоинстве и равенстве, но потом злоупотребляет властью (коррупция и произвол становиться нормой). Аристократия переходит в олигархию, и общество разбивается на бедных и богатых, между которыми разворачивается борьба. Устанавливается демократическая форма правления. Однако эта демократия снова превращается в олигархию, при которой снова появляется однополярная сильная власть монарха.

Л. Гумплович, являясь сторонником теории «Насилия» рассматривал государство как результат насилия и вражды, завоевания одних народов другими. С последующим возникновением классового неравенства обусловленного присутствием насилия одной части общества над другой. Впоследствии, развивая и связывая теорию Насилия с Материалистической теорией, рассматривающей государство, как результат классовой непримиримости, сделал вывод, из которого следует, что государство, существует только для утверждения власти господствующего класса. Об этом так же сообщал и В.И.Ленин в одной из самых известных цитат: «Право - это воля господствующего класса, возведенная в закон».

-5

В заключение хотелось сделать вывод о философских понятиях свободы личности, так как именно с этим фактором связывается феномен возникновения права, из чего возникает вопрос: Чью же именно волю выражает современное право? Государства, народа или господствующего класса?

Литература:

1. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших

учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 – 410 с. (Серия

«Учебники для вузов»).

2. Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.А. и др.

Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: "Зерцало", под ред. Марченко М.Н.. - 2004 г. - 800

стр.

Надеюсь, статья была полезна для Вас.