[ Смотреть видео на сайте НТВ ]
Новая волна протестов захлестнула и Израиль. По оценкам организаторов, на улицы вышли больше 600 тысяч человек. Граждане выступили против проекта судебной реформы, который подготовило правительство премьера Нетаньяху. Этой ночью митингующие пытались штурмом взять резиденцию главы кабмина, им даже удалось прорваться через контрольно-пропускной пункт. Президент Израиля уже призвал правительство отказаться от реформы. Политический раскол в стране набирает обороты. Против нововведения выступил глава Минобороны, за что поплатился должностью.
Протестующие в Иерусалиме прорвали последний кордон перед резиденцией израильского премьер-министра. В полицейских полетели бутылки с водой. Стражи порядка отвечают из водометов. Сотни тысяч людей вышли на улицы после того, как Биньямин Нетаньяху отправил в отставку министра обороны страны. Йоав Галант не призывал отменить скандальную судебную реформу, а выступил лишь за ее приостановку. По его словам, протесты раскололи государство и поставили под угрозу безопасность страны.
Йоав Галант, в 2022–2023 гг. — министр обороны Израиля: «События, происходящие в израильском обществе, не щадят Армию обороны Израиля. У всех возникает чувство гнева, боли и разочарования, причем с такой интенсивностью, с которой я никогда раньше не сталкивался. Я вижу, как подтачивается источник нашей силы. Как министр обороны Израиля я говорю самым ясным образом: раскол, который происходит в обществе, проникает в ЦАХАЛ и органы безопасности. Это явная, непосредственная и ощутимая угроза безопасности государства. И я не буду в этом участвовать».
Ночь накала страстей переходит в утро выдержанных, но резких официальных заявлений. Из-за отставки министра обороны семь крупных израильских университетов объявили о приостановке занятий.
Майя Барак, студентка: «Я здесь, потому что боюсь того, что будет в моей стране, которую я так люблю. Я боюсь того, что будет с моими детьми, я боюсь того, что будет со мной как с человеком, со мной как с женщиной».
Судебная реформа, предлагаемая правящей коалицией, фактически отнимет право Верховного суда отменять и отклонять законы, принимаемые кнессетом (местным парламентом). Конституции в Израиле до сих пор нет, соответственно, нет и Конституционного суда, поэтому право накладывать вето на решения законодателей закреплено за Верховным еще с середины прошлого века, почти с начала существования самого государства. Сторонники реформы уверены, что она поспособствует укреплению демократии. Противники считают, что законопроект породит в стране диктатуру.
Ирис Коэн-Айда, участница акции протеста: «Я здесь, потому что я беспокоюсь за нашу демократию. Я глубоко обеспокоена тем, что происходит в нашей стране с судебной реформой, так называемой реформой, которая на самом деле пытается сформировать диктатуру в нашей стране».
Галия Алони, участница акции протеста: «Я здесь ради моих детей, ради моих родителей, которые построили эту страну, ради моих бабушек и дедушек, переживших холокост. Это единственная надежда, которая у нас есть. В Израиле не будет диктатуры. Никогда»
Открыто выступать против реформы начали некоторые члены правящей коалиции. Генконсул Израиля в Нью-Йорке Асаф Замир заявил, что уходит в отставку. Формулировка жесткая: дипломат «не может продолжать представлять нынешнее правительство страны».
Вслед за этим в социальных сетях посыпались заявления глав ведомств. Министр культуры и спорта Израиля Мики Зоар сравнил обстановку в стране с горящим домом. «Когда он горит, вы не спрашиваете, кто виноват, а льете воду и спасаете его обитателей», — заявил Зоар.
На паузе настаивает и министр экономики. Нир Баркат уверен, что «реформа необходима, но проводить ее нужно не ценой гражданской войны». Другие же члены коалиции настроены радикальнее. Министр нацбезопасности угрожает вывести для разгона протестующих своих ультраправых сторонников. Но с каждой акцией протеста митингующих на улицах становится все больше.
Амит Пинчеваски, профессор: «Успехом будет полное свержение коалиции и начало всего заново. Нужно начать устанавливать настоящую демократию, справедливую демократию».
Уже ночью на фоне протестов появилась информация о том, что Нетаньяху начал обсуждение возможной заморозки судебной реформы. Утром стали понятны причины такого решения. Немедленно остановить принятие законопроекта призвал президент Израиля Ицхак Герцог.