Найти тему

Масленица и Велкий Пост. Ситуация "двоеверия"

Полесье
Полесье

"Когда надлежало соблюдать закон, они попрали его; а теперь, когда закон перестал действовать, они настаивают на том, чтобы соблюдать его. Что может быть жалче людей, которые раздражают Бога не только преступлением закона, но и соблюдением его?"

Иоанн Златоуст.

Система воззрений, которая составила "народный календарь", сложилась довольно поздно - к IX-X векам. Сегодня - его наилучшая сохранность - это Полесье. Например, именно там наиболее полно сохранилась традиция "катания на санях". Ведь Масленица - это "маркировка границы зимы и весны. "Из зимы" надо уехать. На лошадях. Тем более, что восходит Масленица к празднику Волоса.

"Это я..."
"Это я..."

Праздник был наследником древнего солярного культа, когда изгонялась Зима - богиня Мрака и Смерти, и приходила Весна - воскрешение Природы и Жизни. Отсюда - прыжки через костер, как на Ивана Купалу.

Отсюда и сожжение чучела.

Урал
Урал

Пепел от чучела необходимо было раскидать по полям, что обеспечивало плодородие.

Здесь важный момент: двоеверие - это нормальная ситуация для любого народа. В Ростове Великом (даже через 400 лет после Крещения Руси) продолжали "справлять" ритуалы для языческих богов едва ли не всем городом. А на Урале идолы стояли рядом с храмами еще в XVI веке. И существовало открытое многоженство. Отдельно отметим, что это были русские селения.

Ростов Великий
Ростов Великий

Для Масленицы характерны мощные аллюзии к поминкам. Прежде всего - это ОЧЕНЬ обильные трапезы, включающие в себя блины. Последние - обязательный атрибут славянских поминок эпохи средневековья.

Иностранец, который жил в России в эпоху Ивана Грозного писал, что Масленица очень сильно напоминает ему венецианский карнавал.

Костюм для венецианского карнавала того времени
Костюм для венецианского карнавала того времени

Единственное отличие, с точки зрения Горсея (а он с большой симпатией относился к русской культуре) заключалась в том, что в Венеции улицы патрулирует ТРЕЗВАЯ стража. Русские же стрельцы "веселятся" вместе с народом и "упиваются вином и своевольничают".

Впрочем, стыдно на утро было и венецианцам. Отсюда - "глухая маска".

Маски для венецианского карнавала
Маски для венецианского карнавала

До сих пор в Витебской области в первый день Масленицы (в некоторых селах) совершаются "похороны Деда". Замужние женщины "оплакивают" его, как живого. После чего гроб несут на кладбище и закапывают в снегу. Считается, что ритуал способствует плодовитости семейных пар.

Вторник - смотрины невест. Для того, чтобы после Великого Поста (на Красную горку) можно было сыграть свадьбу. До сих пор есть люди, которые считают, что на "Красную горку" замуж любят выходить ведьмы.

Ростов ночью
Ростов ночью

Среда - "к теще на блины". Четверг - прекращение всех хозяйственных работ и штурм снежного городка. Пятница - ответный визит к зятю. Суббота: замужняя женщина зовет в гости золовок и незамужних подруг. Воскресенье - это "прощеное воскресенье". Далее - Пост.

Христианский пост - это добровольное самоограничение в пище и развлечениях, а также "упражнение духа". Он может быть вредным, если человек проникается сознанием собственной праведности и превосходства над другими.

Иоанн Златоуст
Иоанн Златоуст

Этот святой не раз подчеркивал, что: "Ошибается тот, кто считает пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, укрощение гнева...". Пост является не самоцелью, а лишь средством. Иначе он "превращается в диету".

Венчание не производится вовсе не потому, что существует запрет на сексуальные отношения (ап. Павел: "Муж и жена сами себе... судьи"), а потому, что нет возможности полноценно угостить гостей. Ведь мы зовем не только тех, кто постится, но и тех, кто нет. И они не обязаны с тоской глядеть на капусту и воду.

Ура вину и мясу!
Ура вину и мясу!

Мартин Лютер (уже основав протестантское направление в христианстве) постился по католическим правилам. В то же время представители более радикальных протестантских направлений резко критически относились к посту.

"Удлинение" Поста на Западе до 40 дней произошло очень постепенно в III-V веках. А потом (по не понятным причинам) перекочевало к нам - на Восток. Однако, еще во втором веке никто не безумствовал. Святой Ириней Лионский писал папе римскому Виктору, что одни его прихожане постятся один день в году, другие - три дня. Третьи - 40 часов. Вот так. А эти люди жили много ближе нас к апостолам и лучше знали.

Святой Ириней Лионский
Святой Ириней Лионский

Основным действием в период поста, первые христиане считали не какие-то ограничения в еде, а щедрую подачу милостыни (в соответствии с тем, что говорил апостол Матфей), молитву и размышления на религиозные темы. Основной была тема Страшного Суда. Но об этом мы еще поговорим.

Микеланджело "Страшный Суд" (Сикстинская капелла)
Микеланджело "Страшный Суд" (Сикстинская капелла)

ТЕПЕРЬ ВАЖНОЕ. На Яндексе опять происходят странные вещи. Далеко не все наши подписчики стали получать выпуски. Просьба: если Вам понравился выпуск, дайте ссылку Вашим друзьям, родственникам и знакомым. которые интересуются нашей тематикой. Заранее СПАСИБО.

Мы благодарим наших подписчиков из Белоруссии. А нашим читателям из Нижнего Тагила предлагаем - не стесняйтесь: подписывайтесь и ставьте лайки. Читайте: "Самая достоверная Книга Нового завета" и "Женский день у православных: так что мы все-таки празднуем 8 марта?". И подписывайтесь на канал "Старый Мушкетер". Храни Вас Бог.