Я много раз гулял по Новому Арбату (тогда-проспекту Калинина), сидел в кафе и ресторанах, делал покупки в магазинах, но до 87-го года и не знал о существовании целого подземного города под толщей асфальта, где работали тысячи людей, было оживленное автомобильное движение и пропускной режим.
Тогда я работал метрдотелем в ресторане гостиницы "Северная" на Сущевском валу. Иногда директор ресторана просил меня съездить с шофером-экспедитором получить мясо в разделочном цеху, который как раз и располагался в подземном городе, в самом конце, примерно под тогдашними ресторанами "Лабиринт" и "Арбат". В этом цеху разделывали мясные туши для почти всех московских ресторанов того времени. Моей задачей было следить, чтобы шофер не пытался похитить вырезку и прочие мясные деликатесы, так как товар отгружался без взвешивания, в металлических лотках с крышкой по 10 килограмм в каждом (так считалось по умолчанию). Шоферы всегда пытались украсть килограмм-полтора, долив воды вместо изъятой продукции. Визуально лоток оставался полным, особенно зимой, когда за время перевозки все превращалось в ледяной монолит. Во время первой такой поездки я увидел подземный город и узнал о его существовании.
Помимо сортового мяса, получали и несколько лотков с костями и сухожилиями. Эта продукция не использовалась в ресторане, шеф-повар Палыч при приемке товара, сразу выносил эти субпродукты к мусорным контейнерам во дворе, где их моментально разбирали местные держатели собак и кошек, они знали дни и примерное время поставок, ожидали в стороне, когда разгрузят машину.
Въезды-выезды к подземным складам располагались со стороны задних фасадов домов, их было 3-4 на всем протяжении проспекта Калинина (нечетная сторона), первый въезд был около пивного ресторана "Жигули". При въезде стояла будка, в ней находился милиционер, ему предъявлялись доверенность и путевой лист. Данные он заносил в журнал. При выезде - показывали товарно-транспортную накладную, иногда могли по просьбе охраны открыть кузов для досмотра. Движение в тоннеле было двухрядное, на перекрестках были установлены светофоры. Аварий при мне не случалось.
Кроме вышеупомянутого разделочного цеха, под землей находились склады универмагов и магазинов, расположенных на Калининском проспекте, гастронома "Новоарбатский", были склады от различных промторгов.
Помимо различного автотранспорта в тоннеле часто можно было увидеть и грузовые троллейбусы, они широко применялись в Москве тех лет для перевозки грузов и товаров. Например возле "Детского мира" на Лубянке, грузовой троллейбус можно было чаще встретить, чем обычный грузовик, в "Детском мире" тоже были склады под землей, но они значительно уступали по размерам и оживленности движения складам под проспектом Калинина.
За время работы в ресторане, я никогда не отказывал просьбам директора съездить в подземный город, но всячески отлынивал от поездок на паточную станцию (там получали патоку для изготовления тортов и пирожных, в ресторане был собственный кондитерский цех) в Кузьминки или на Останкинский молочный комбинат (там получали сливки, также для кондитерского производства). При поездке за патокой я залил свои дорогостоящие (по тем временам) часы Orient, долго затем очищал их от тягучей липкой жидкости, а при посещении молочного производства - надо было преодолевать нагромождение напольных труб в цеху с тяжелой флягой, заполненной горячими сливками. Если у меня не было реального предлога для отказа, я садился в машину, отъезжал от ресторана под пристальным взглядом директора, через квартал выходил из машины, давал шоферу 3-5 рублей ( за излишние хлопоты) и договаривался о встрече через 2-3 часа. Сам коротал это время в ближайшем пивном баре или кафе-ресторане. Потом рапортовал директору об "успешном выполнении" задания, просил час отдыха перед вечерним наплывом посетителей.
Благодарю Вас за внимание! Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста «Нравится» и не забудьте подписаться. Так вы не пропустите новые публикации и поможете в развитии канала.
,