«Sturer Emil» был немецким прототипом времен Второй мировой войны, у которого была гораздо более интересная карьера, чем можно было бы ожидать от экспериментальной машины. В отличие от большинства прототипов, Sturer Emil практически сразу отправили сражаться на передовую, где он себя зарекомендовал.
Всего было изготовлено два экземпляра, оба вооружены мощными 128-мм орудиями. На самом деле прозвище Sturer Emil, означающее «Упрямый Эмиль», было связано с медленной скоростью и частыми поломками машины.
Официально обозначенные как Panzer Selbstfahrlafette V (Pz.Sfl. V), эти машины хорошо зарекомендовали себя на Восточном фронте.
Несмотря на это, к январю 1943 года две машины были выведены из строя и были захвачены Советским Союзом.
Прототипы
История Sturer Emil началась в 1930-х годах, когда Германии понадобилась машина, для прорыва тяжелых укреплений противника.
В 1938 году началась работа над ранней интерпретацией этого запроса: самоходная артиллерийская установка (САУ) со 105-мм пушкой К18 на шасси Panzer IV.
В результате появился Pz.Sfl.IVa, более известный как Dicker Max, которых было построено два. Хотя эта машина была перспективной, немцы опасались, что 105-мм орудия будет недостаточно для борьбы с самыми прочными дотами.
В итоге было решено, что нужна пушка большего калибра. Были выбраны чудовищные 128 мм.
Несмотря на то, что 128-мм пушка хорошо пробивала бетон, она была слишком большой и тяжелой для установки на шасси Panzer IV.
Единственным разрабатываемым в то время шасси, на котором можно было разместить это орудие, был VK 30.01. Это был прототип тяжелого танка, который так и не был принят на вооружение, но сыграл важную роль в разработке Tiger I.
Предложенная САУ получила название Pz.Sfl. В.
Однако разработка была закончена только спустя годы после того, как немцы захватили линию Мажино и потребность в Pz.Sfl. В. отпала.
Тем не менее два корпуса VK 30.01 были использованы для достройки двух Pz.Sfl. Vs вооруженных 128-мм пушкой.
«Упрямый Эмиль»
Для создания Pz.Sfl. V корпуса VK 30.01 пришлось удлинить на 1,5 метра, что потребовало дополнительной пары опорных катков с каждой стороны.
Аварийные люки в бортах VK 30.01 сохранились, но правый был непреднамеренно перекрыт топливным баком.
В задней части машины находилась большая тонкобронированная надстройка с открытым верхом, в которой размещалась 128-мм пушка и пять человек экипажа. Экипаж состоял из водителя, наводчика, командира, заряжающего и радиста.
Бронезащита составляла не более 50 мм.
В качестве двигателя был установлен Maybach HL116 - шестицилиндровый двигатель объемом 11,6 л и мощностью около 300 л.с. Этого было недостаточно для 39-тонного Sturer Emil, поэтому максимальная скорость танка составляла всего 25 км/ч.
Орудие было самой яркой чертой конструкции и представляло собой поистине разрушительное оружие. Оно могло поворачиваться на 7 градусов вправо и на 5 градусов влево. Интересно, что орудие могло наклоняться на 15 градусов, что достаточно много.
Несмотря на то, что два прототипа были результатом отмененного проекта, две машины отлично показали себя на испытаниях и были отправлены на передовую на Восточном фронте для борьбы с тяжелой бронетехникой Советского Союза.
Pz.Sfl. Vs получили прозвища Макс и Мориц, в честь двух литературных персонажей, которые были очень популярны.
Эффективность на передовой
Весной 1941 года Макс и Мориц, перепрофилированные в истребители танков, прибыли на Восточный фронт.
За время боевых действий Pz.Sfl. Vs стал известен как «Sturer Emil», что означает «Упрямый Эмиль». Вероятно, это произошло из-за низкой скорости транспортных средств и множества механических проблем.
Макс страдал от плохой надежности, поэтому большая часть боевой славы досталась Морицу.
К следующему году машины доказали ужасающую мощь своих 128-мм орудий. Стрельба часто велась с дальних дистанций и могла подбить самые тяжелые советские танки.
Однажды выстрел из их 128-мм орудия подбил КВ-1 на расстоянии 1 км.
«Max» был уничтожен незадолго до зимы 1942 года.
«Moritz» продержался до января 1943 года, когда он был захвачен Советским Союзом к северу от Сталинграда. Эта конкретная машина явно зарекомендовала себя хорошо, поскольку есть фотографии, на которых видно, что она имеет более 20 отметин на стволе.
После захвата Sturer Emil был перемещен на полигон в Кубинке, но испытания провести не удалось из-за нехватки деталей и боеприпасов.
Некоторое время он выставлялся в Парке Горького, а затем вернулся в Кубинку, где его можно наблюдать и по сей день.