Найти тему
ВЦИОМ

Грядущие войны Китая. Поле битвы и цена победы

Американский экономист Питер Наварро в 2017 г. стал советником президента Трампа по торговле — благодаря популярной серии своих книг, посвященных китайской угрозе. На протяжении полутора десятилетий он упорно поднимал тему несправедливой конкуренции со стороны Китая, опасности его экономической и экологической политики для Америки и всего мира. Результатом стала торговая война, развязанная Трампом против КНР. После смены президентов в Вашингтоне многие ожидали возвращения к китайско-американскому роману, но этого не произошло! Наоборот, двусторонние отношения непрерывно деградируют. Таким образом, Наварро оказался сверхвлиятельным автором, чьи утверждения легли в основу американского жесткого курса по отношению ко второй державе мира. А со временем, возможно, нас ждет и китайско-американское военное столкновение… В чем же сила учения Наварро и почему оно оказалось таким убедительным для истеблишмента США, несмотря на сверхвыгодный бизнес с Китаем времен Клинтона и Буша-младшего? Первая из его книг на эту тему, названная «Грядущие войны Китая», весьма убедительно показывает, почему американская элита постепенно перестала считать Пекин «добрым пандой» и теперь видит в нем «коварного дракона»!

Ключевой тезис Наварро: главная угроза миру исходит не от мелких стран, включенных Вашингтоном в «ось зла» — Ирана, Ирака, КНДР... Она исходит от Китая: именно там «зарождается великий шторм, и будущее наших детей кажется все более туманным с каждым днем». Эта страна якобы «идет на лобовое экономическое столкновение со всем остальным миром… Нам предстоят сражения за рабочие места, достойные зарплаты, передовые технологии и любые стратегические ресурсы — нефть, медь, сталь». Еще опаснее то, что «нам придется бороться за возможность есть хлеб, пить чистую воду и просто дышать воздухом». Такое столкновение будет иметь катастрофические последствия для всего мира, поэтому необходимо уже сейчас «совместными усилиями, с участием Китая, разрядить назревающие конфликты». Иными словами, мировой гегемон в опасности! Чтобы его спасти, все должны сплотиться против претендента. Но для этого нужно всех убедить, что претендент — зло гораздо худшее, чем нынешний гегемон. Вот Наварро и рассказывает — ярко, подробно, эмоционально, — какой Китай вредный, опасный и отвратительный…

Итак, первый из вызовов, который Китай бросает миру (читай: Америке), — экономический. Индустриальный расцвет Китая «оборачивается закатом экономик других стран». Дело прежде всего в «китайской цене» — стратегии демпинга, благодаря которой китайцы быстро завоевывают рынки всего мира, лишая конкурентов возможности зарабатывать. Наварро считает, что этот демпинг стал возможным по нескольким причинам. Во-первых, Китай превратился в крупнейшую пиратскую державу — здесь беззастенчиво подделывают весь ассортимент промышленных товаров. Во-вторых, китайская индустрия де-факто не соблюдает никаких экологических ограничений, что резко снижает себестоимость производства по сравнению с более развитыми странами. Наконец, в Китае существует многомиллионная «резервная армия труда», а попросту — безработных, зато нет независимых профсоюзов, что позволяет местным капиталистам экономить гигантские средства на оплате труда. Результат — «китайская цена», убивающая экономику и развитых, и развивающихся стран. Другой вызов связан с наркотиками. В Китае, считает Наварро, «сложилась уникальная комбинация гангстеров из банд “триад”, коррумпированных чиновников коммунистической партии и международных наркобаронов». Результат — превращение страны в одного из крупнейших производителей наркотиков, поставляющих химическую основу для создания всех четырех наиболее тяжелых из них — кокаина, героина, метамфетамина и экстази. Угроза, иными словами, исходит не от потребителей наркотиков (и крупнейшего из них — США), а от производителей.

Третий китайский вызов — «глобальное загрязнение». Именно в Китае расположены 16 из 20 самых загрязненных городов мира. В результате быстрой индустриализации и слабого природоохранного законодательства страна «непрерывно наращивает объемы выбросов токсичных веществ в атмосферу, и этот поток начинает переливаться через границы».

Четвертый вызов — соперничество за нефть. Экономический прорыв превратил КНР во второго (после США) крупнейшего импортера нефти. Это привело к рывку нефтяных цен до немыслимых ранее пределов. Мало того что Китай подрывает этим конкурентоспособность Америки, так он еще и перехватывает у нее патронаж над странами — экспортерами нефти из «третьего мира»! Раньше священное право «крышевать» диктаторов Азии, Африки и Латинской Америки принадлежало Вашингтону и отчасти его младшим партнерам из Западной Европы, теперь же в игру вступил Китай. Мало того что он предоставляет «третьему миру» дешевые кредиты и бесплатно строит объекты инфраструктуры — он еще и защищает своих партнеров в Совете Безопасности ООН от интервенций, санкций и эмбарго со стороны Запада!

Пятый вызов тесно связан с четвертым и описывается Наварро как империалистический: «по мере того, как неразумные страны-заемщики все глубже погружаются в пучину задолженности Китаю, перед ними возникает необходимость допустить кредитора к ускоренной разработке своих природных ресурсов». Их переориентация с Запада на Китай — серьезнейшая угроза миру, считает автор (ага, понимаем, очень жалко стало платить нормальную цену за то, что раньше доставалось за символические деньги).

Быстрый рост китайской экономики сопровождается ростом потребления не только электроэнергии, но и воды. Правительство страны активно развивает гидроэнергетику, но это только усугубляет дисбаланс: вода загрязнена промышленностью, великие реки, включая Хуанхэ, пересыхают. Строительство целого каскада ГЭС на Меконге лишает необходимой воды и подрывает хрупкие экосистемы стран Индокитая. Возможно, следующей войной Китая будет война за воду с Вьетнамом… Но ухудшается и ситуация внутри самой страны: «люди уже не могут спокойно наблюдать за тем, как сельские районы Китая превращаются в огромную колонию рабов и свалку для всех возможных типов промышленных отходов». Растет количество выступлений протеста. Население стареет, что подрывает пенсионную систему, а здоровье людей ухудшается в связи с ужасной экологией и бездумной коммерциализацией системы здравоохранения (прости нас, Мао, мы все проср...ли!). Китай захлестывает эпидемия СПИДа, стимулируемая запоздавшей сексуальной революцией и быстрой наркотизацией. В общем, семь казней египетских сменили прописку на Китай! Теперь всем ясно, откуда исходит угроза миру. Песни о благах и прелестях открытого мирового рынка забыты, со склада подъехали мантры о необходимости защиты от слишком уж эффективного производителя, грозящего поколебать позиции бенефициаров мировой капиталистической системы. Идеологическое обеспечение поворота в сторону от глобализации — к лобовому конфликту США с Китаем, объявленного Трампом и продолженного Байденом, сформировано.