Найти в Дзене

Фокус-группы и что о них известно

Наверно многие из вас слышали про фокус-группы, но не все знают, что это такое. Скажу сразу, что это не связано с фокусами и чем-то развлекательным. В этой статье я дам немного теории про фокус-группу, расскажу зачем она нужна и чем она полезна бизнесу, а также опишу кратко процедуру ее проведения. Фокус-группа— это лабораторный метод моделирования общественного мнения, который изучает коллективные представления индивидов о каком-либо предмете (явлении, событии, объекте) и является глубинным исследованием. Это единственный метод, который сочетает в себе вопросно-ответную форму и наблюдение, а также является способом лабораторного моделирования коллективных представлений. Важно подчеркнуть, что под лабораторным методом понимается искусственно созданные условия проведения беседы. Простыми словами фокус-группа — это беседа группы индивидов на заданную тему, в результате которой исследователь получает некое знание или инсайт об определённом объекте или явлении. В процессе фокус-группы де

Наверно многие из вас слышали про фокус-группы, но не все знают, что это такое. Скажу сразу, что это не связано с фокусами и чем-то развлекательным. В этой статье я дам немного теории про фокус-группу, расскажу зачем она нужна и чем она полезна бизнесу, а также опишу кратко процедуру ее проведения.

Фокус-группа— это лабораторный метод моделирования общественного мнения, который изучает коллективные представления индивидов о каком-либо предмете (явлении, событии, объекте) и является глубинным исследованием.

Это единственный метод, который сочетает в себе вопросно-ответную форму и наблюдение, а также является способом лабораторного моделирования коллективных представлений. Важно подчеркнуть, что под лабораторным методом понимается искусственно созданные условия проведения беседы. Простыми словами фокус-группа — это беседа группы индивидов на заданную тему, в результате которой исследователь получает некое знание или инсайт об определённом объекте или явлении. В процессе фокус-группы демонтируется процесс принятия решений и достижения результата.

Как метод маркетинговых исследований фокус-группа дает возможность узнать у интересующей исследователя потребительской группы ее реакцию на различные составляющие принятия решения о покупке товара. Фокус-группа должна давать результаты, касающиеся именно массового поведения. Участников фокус-группы, так называемую target group отбирают по заданным критериям.

Вообще процесс рекрутмента очень важный этап, поскольку правильно сформированная выборка будет давать результат, который можно перенести на генеральную совокупность.

Для проведения стандартной фокус-группы необходимо 8 человек, но обычно приглашаются 10 (8 основных участников и 2 резервных). Если в итоге явились все 10 человек, рекрутер совместно с модератором отбирают 8 человек для непосредственного участия в фокус-группе по формальным критериям (остальным может выдаваться вознаграждение). В случае, когда на фокус-группу приходит меньше 6 человек, то она может не засчитаться.

Очень важно проконтролировать, чтобы среди участников фокус-группы не было знакомых или друзей, потому что это может привести к смещению ответов и в целом негативно отразиться на результатах всей фокус-группы. Такая ситуация может возникнуть, когда есть риск недобора количества участников и рекрутер может пригласить своих знакомых. Еще одним риском для проведения фокус-группы может быть наличие «профессиональных» респондентов в составе. Такие респонденты врут о тех качествах или характеристиках, которые указаны в описании к фокус-группе или о которых сообщает рекрутер. Здесь также возможет сговор с рекрутером, как правило опытным. Также группа должна быть однородной по интересующему заказчика признаку и набору атрибутов.

Я как социолог имею опыт проведения фокус-группы в качестве модератора и даже в качестве участника (хотя это не приветствуется в профессиональной среде). Для одной из фокус-групп я вместе с коллегой придумала достаточно необычный способ привлечения респондентов, но очень эффективный. О нем я расскажу в следующей статье.

-2

Также был кейс когда для проведения социального эксперимента про эффект толпы, я набирала респондентов как будто для участия в фокус-группе. Мы воссоздали популярный эксперимент, результаты которого немного отличались от оригинального эксперимента. Сам эксперимент можно посмотреть на моем канале "Разговоры невзначай" (Стадное чувство: как не поддаться давлению общества).

Если вас интересует тема социальных экспериментов, то на канале The полисоциолог мой коллега интересно разбирает известные психологические и социальные эксперименты. Уже вышли статьи про Стэнфордский эксперимент и эксперимент «Третья волна».

Пишите в комментариях хотите ли вы почитать как происходит взаимодействие внутри группы, какие сложности возникают у модераторов и как с ними справляться.