Путешествия стали неотъемлемой частью нашей жизни. О том, как меняется туристический рынок сегодня и каким изменениям он будет подвержен в перспективе, рассказывает куратор профиля «Управление в индустрии путешествий» программы «Управление в креативных индустриях», профессор Факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, доктор экономических наук Наталья Алексеевна Платонова.
По оценкам Минэкономразвития по итогам 2022 года количество поездок по России с размещением в гостиницах составило более 62 млн., что на 8% больше, чем в 2021 году (57 млн. поездок). На развитие туризма влияет множество факторов, в том числе и современные тренды потребления:
- Рост актуальности «зеленых» трендов и социальной ответственности потребителей. «Зеленый» туризм
Для зумеров (2005+) умение беречь природу стало таким же признаком статусности и успеха, как мобильный телефон последней модели или иномарка у предыдущих поколений. Пока туристический рынок не акцентирует внимание на «зеленом» тренде в составляющих своего турпродукта.
Но примеры в смежных отраслях есть, в частности: сеть экологичных кофеен Flip&Co (Москва), придерживающаяся политики zero waste, галерея «Краснохолмская» (Москва), проект от Школы дизайна НИУ ВШЭ «Завод» — концепция независимой некоммерческой инициативы в городе Владимире, действующей в рамках принципов ESG.
- Путешествия с питомцами
Все чаще россияне воспринимают домашнего питомца как члена семьи (44% владельцев кошек и 34% хозяев собак), друга (24% и 36%, соответственно) или ребенка (19% и 15%). Путешествие с животными уже не редкость, а почти норма, но возможности для этого есть далеко не везде.
- Одним из ключевых инструментов формирования позитивного потребительского опыта становится сторителлинг — «рассказывание историй»
Кейс: Проект «Это моя земля» — городские легенды, мифы, притчи, путевые заметки и житейские истории, собранные под девизом «Такое могло произойти только здесь».
- Стремление к здоровому питанию и образу жизни
Пока туроператоры не практикуют предоставление путешественникам возможности получить питание в соответствии с запросами, однако наблюдается рост заботы о здоровье, усиление внимания к питанию детей, рост рынка продуктов с пониженным содержанием жиров, соли, сахара, искусственных компонентов (товаров free from...) и с добавлением полезных элементов (кислот «омега-3», пребиотиков и т.п.), введение в ресторанах здорового меню, интерес к местным продуктам.
Кейс от Школы дизайна НИУ ВШЭ Проект «здорового» ресторана быстрого питания
- Культура на подъеме. Переосмысление культурного кода в современной интерпретации
Кейс от Школы дизайна НИУ ВШЭ: выставка «Нереальная Тула» в павильоне тульского индустриального творческого кластера Октава. Проект создан кураторами и студентами в партнерстве с Агентством развития туризма Тульской области. Совместно с жителями Тулы созданы инсталляции, посвящённые знаковым городам и ремеслам Тульской области. Каждая зона выставки — это самобытное художественное высказывание, вдохновлённое одним из городов региона, его архитектурой, ландшафтом, ремёслами и людьми. Перемещаясь между инсталляциями, зритель совершит метафорическое путешествие по пяти городам Тульской области, исследуя их культурную идентичность.
- Индивидуализация и авторские путешествия
Туристы хотят получить путешествие, максимально сформированное в соответствии с их графиком и интересами, в места, куда они не смогут попасть самостоятельно и где им не только что-то расскажут экскурсоводы, но и непосредственно познакомят с интересными людьми, создадут необычную обстановку и атмосферу.
- Будет развиваться «медленный» туризм
Перемещение становится значимой частью опыта путешественника, в котором дорога рассматривается как цель, а не средство. Slow-Mo вместо FOMO. FOMO — fear of missing out, синдром упущенной выгоды — феномен современной культуры, заключающийся в боязни упустить важные вещи и события, высоком темпе жизни, перенасыщенности информационного поля и желании посетить как можно больше мест за короткое время меняется на осмысленный туризм, туризм — отдых, перемена, туризм без спешки. Все это в полной мере присуще малым городам России.
Кейс: Светлогорск стал первым городом России, включенным в международную ассоциацию городов Cittaslow («Медленный город»). Города Ассоциации поддерживают местную кухню, создание новых зеленых и пешеходных зон, «чистые» технологии, производство товаров ручной работы, создают атмосферу добрососедства и гостеприимства.
Инклюзия
Учет принципов инклюзии при разработке туристических продуктов и маркетинговых кампаний чрезвычайно важен. Он может существенно повысить лояльность клиентов, укрепить конкурентоспособность услуг и открыть путь к новым потребительским сегментам.
Кейс: Музей для всех, образовательная программа Политехнического музея
- Путешествуем автомобилем
Аналитический центр НАФИ и Общенациональная ассоциация Автомототуризма и караванинга провели совместное исследование. Согласно ему, летом 2022 года в автопутешествие по стране отправились 67% россиян, при этом 12% из них впервые.
Целью поездок, которые совершали россияне на авто, чаще всего являлись:
- прогулки, осмотр достопримечательностей в других городах (63%);
- пляжный отдых (50%);
- рыбалка и охота (47%);
- изучение архитектуры, истории, культуры (31%);
- пребывание на лечебно-оздоровительном курорте (25%).
Подавляющее большинство путешественников выбирали маршруты, протяженностью не более 1000 км в одну сторону.