Найти тему

Берег Алисы Скеди

Глава 33 Автор жизни

Преподавание в училище и общение с подростками укрепило Алису в мысли повысить квалификацию.

Поэтому она шагнула в Санкт-Петербургский Университет на психологический факультет. Там, помаявшись на загромождённом академизмом курсе, страдавшим бесплодием, вспомнила точную сентенцию негоцианта Мефистофеля («теория суха, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет») и стала искать иной путь.

Благодаря глобальным переменам, такой путь открылся.

Она узнала, что Московский институт Гештальта и Психодрамы объявил первый набор на Севере, на курс не имевшей аналогов в стране психологической практики. 

Программа, рассчитанная на два года, затянулась на три. Первую треть курсанты занимались личной терапией. Летом выезжали на интенсив с учащимися из других городов и супервизорами из головного института.

На второй ступени отрабатывали ситуации с клиентами на практике. Их курировали именитые тренеры из Москвы или Питера. 

А дома, на местах проводили и стенографировали самостоятельные сессии с коллегами. Курс завершала сертификация. Квалификационный кейс исчислялся в часах. Определённое количество терапевтических встреч и их подробное описание. Плюс живая контрольная сессия под супервизию директора института Нифонта Долгополова.
Обучение проходило в областном центре.   

Триста километров из глубинки она добиралась около двенадцати часов.

Нынче на машине это расстояние в хороший сезон можно преодолеть за три с половиной. Когда машины перестали быть роскошью, все кому не лень соревновались на трассе в скоростях, напоминая героиню повести Стивена Кинга. В обычной жизни дело порой заканчивалось прозаичными автокатастрофами с жертвами, а не романтической аннигиляцией.

А прежде она сначала ехала автобусом. В котором первые полтора часа пути, охваченная паникой, всё порывалась выскочить. До тех пор, пока не подействует двойной коктейль из лекарства и мантры: «Сдохну, но доеду». И ещё шесть часов на поезде.

Новое дело того стоило. Ничего более увлекательного в жизни до того она не встречала. Словно в куче мусора, блеснул золотой соверен.

Курс талантливо вёл тренер программы, гештальт-терапевт, в прошлом врач-психиатр, Андрон Соловкин. В группе собралось около двадцати пяти тёмных лошадок. В основном молодые женщины. И несколько мужчин. Из разных социальных групп.  Яркие. Неординарные. Интеллектуалы. 

Сначала их разделили на два потока. Но когда часть отсеялась – слили в одну рабочую группу. Знакомились. 

– А кому это тут сорок пять?! – в голосе искреннее удивление. 

Рассказывали свои истории. О сложностях и о победах.

– Как справляетесь со стрессом?  – поинтересовался тренер.

Аля, молча на полу, заняла позицию – упор лёжа – и начала отжиматься. Андрон из солидарности присоединился. После двадцати раз лёг, а она продолжила. В полной тишине. После «сорока» группа взорвалась, а хрупкая на вид женщина продолжала.

Никто из них не соотносил задачу первого курса с самим собой. Слово «проблема» не употреблялось. Люди работали в двойках, тройках, круге.  Создавали сцену, ведущий предлагал сюжет, разбирали роли. Нужно было сыграть на «верю – не верю». И было много сценической талантливой искренности. Много простора для самовыражения.
Исподволь учащихся подводили к сознаванию своей телесности и целостности.

Бывало, строили баррикады из столов и стульев в коридорах и проходах в классы школы. Двое водили одного с закрытыми глазами по лестнице с этажа на этаж и через эти преграды. Условие – не открывать глаза для чистоты эксперимента – старались выполнять. О внешнем мире им сообщали переходы света и тени за веками и предупреждающие пожатия рук перед препятствием. Было много смеха и ахов, когда человек внезапно наступал на твёрдый пол, думая, что до того ещё далеко. В конце пути руки отпускали.

Окунаясь в воспоминание Алиса вновь переживает остроту момента.

– Ты не видишь, где ты находишься. Вокруг пустота. По ощущениям – ну, точно, как в жизни! Неуверенно, вытянув руки, насколько возможно, продвигаешься вперёд. Неожиданно чувствуешь прикосновение к плечу. Резко отшатываешься. И сразу тебя гладят по голове. Руки разных людей. Маленькие и большие. Мягкие и жёсткие. Вот кто-то легко коснулся повыше груди, а из твоих глаз брызжут слёзы. Ты начинаешь задыхаться – так тесно стало в комнате. И, замирая, боясь шевельнуться, обхватываешь себя руками, защищаясь, но начинаешь дрожать и открываешь глаза.
Вокруг дружелюбные лица и позы. Ты летишь в подсобку – выплакаться и успокоиться.
Чувствовать себя и выглядеть выбитой из седла прилюдно непривычно и нелегко.
«Компьютеры» медленно, но явственно превращались в живых людей. Было довольно болезненно отдирать намертво вросшие маски. Помогало бесчисленное количество игровых моментов на переживание «здесь и сейчас».

Однажды, когда она решилась поработать со страхом смерти, ей предложили полежать на широком преподавательском столе, представив себя в гробу. Грех было отказаться порепетировать эту встречу.

– Представь, что это случилось. Кто будет провожать тебя в последний путь?  –Какие слова они тебе скажут?» – спокойно спросил соведущий.

Полежав несколько минут в тишине, женщина испытала лавину чувств.

Абсолютно точно это случится... Ей в «этом гробу» неуютно... Провожать придут только самые близкие... Они очень мало знают о жене, матери, подруге... Она мало знает о родных... И это страшит больше собственной смерти.

После опыта мозг в отключке, а тело в крыльях. Оказывается, смерть только прикидывалась главным героем путешествия Алисы. Ведь на том столе её не было, иначе не случилось бы нашей истории. Так что голубушка боялась не смерти, а жить.

Учащиеся стали замечать, как много абстрактного в их рассуждениях, как далеко отодвинули они насущные потребности. Как отрывали от себя целые куски, сравниваясь с другими, как много драгоценного времени тратили, пытаясь угадать мнение окружающих, узнать от них о себе. 

Как рафинировали ум и презирали животность. Как упорно делали себя несчастными, отворачиваясь от того, что не соответствовало их не выдерживающим критики представлениям о стандартах красоты, ума, стиля и успеха. Как гнались за иллюзией и не встречались со своим совершенством. Как много в их лексике «должна», «так принято», «если бы» и «я».

Курс сопровождали гром и молнии инсайтов и тёплые дожди, взращивающие зрелость. Многие сделали настоящее открытие.

Человек не форма и не содержание, а процесс. Наблюдая себя со стороны (Кто же этот наблюдающий?!), всего-то лишь замечая-осознавая процесс, течение чувств и мыслей, меняли качество своей жизни.

Поняли главное – этот путь никем не занят. Там не с кем соревноваться и воевать. И некого обманывать.

Таким образом, их внутренняя, искусственно организованная пустота стала замещаться реальным субъективным пространством – неисчерпаемой сокровищницей личности.

Пребывать в процессе сознавания «здесь и сейчас» – новая культура, которую эти счастливчики начали формировать в себе. Они узнали, как оставаться максимально живыми в каждый момент времени.

Постепенно такое основание превратилось для Али в опору несущих конструкций моста в мир людей. С тех пор, даже выбирая автономное плаванье, она не испытывала пугающую пустоту внутри себя, равно как не стала тяготиться и обществом.

Шагнула в неизвестное и вернула себе вкус и авторство жизни.

– Вот как это происходит. И это лучшее, что случилось с ней.

Продолжение следует

Начало: Вместо предисловия Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Часть 1 Глава 8 Часть 2 Глава 9 Глава 10 Глава 11 Глава 12 Глава 13 Глава 14 Глава 15 Глава 16 Глава 17 Глава 18 Глава 19 Глава 20 Глава 21 Глава 22 Глава 23 Глава 24 Глава 25 Глава 26 Глава 27 Глава 28 Глава 29 Глава 30 Глава 31 Глава 32