С прекращением поставок европейских и японских автомобилей прекратились почти все кредиты на покупку марок. Однако рынок автокредитования живет и развивается, и брать автомобиль в кредит стало почти так же выгодно, как и раньше. Давайте узнаем, что происходит на рынке, какие процентные ставки предлагают банки и где их лучше всего получить.
Что происходит?
Рынок автокредитования находится на отрицательной территории, как и автомобильный. По данным аналитической компании "Автостат", в первые месяцы 2023 года количество выданных банками кредитов сократилось примерно на треть. Не лучше обстоят дела и с государственной помощью: В начале года закончился срок действия средств, выделяемых на субсидированные кредиты.
Однако снижение количества сделок было компенсировано увеличением объема договоров в связи с ростом цен на автомобили, сообщил в интервью Алексей Бессонов, начальник управления продуктовой политики "Росбанк Авто". По словам Бессонова, именно по этой причине в январе 2023 года продажи автокредитов выросли в деньгах (но не в объеме).
Средняя цена новых автомобилей на 2022 год выросла на 20 процентов, а подержанных - на 32 процента. В результате средний размер кредита также увеличился, примерно на ту же величину. Спрос переместился в сегмент подержанных автомобилей. В сегменте новых автомобилей значительно увеличилась доля китайских брендов, большим спросом пользуются автомобили Lada", - пояснил Бессонов.
Банк ВТБ сообщил, что объем сделок на всем рынке автокредитования в январе этого года составил около 74 миллиардов рублей - всего на 1 миллиард рублей меньше, чем в том же месяце прошлого года, но на 4% больше, чем в декабре. Сам банк выдал в январе кредитов на сумму около 7 млрд рублей, что на 6% больше, чем в первом месяце 2022 года, и почти столько же, сколько в январе 2021 года. До 60% заемщиков ВТБ берут кредиты на покупку российских и китайских автомобилей.
Какие сейчас ставки?
По словам Алексея Старикова, заместителя генерального директора по продажам новых автомобилей группы компаний "Авилон", процентные ставки на новые автомобили в настоящее время составляют от 9 до 19% в зависимости от марки модели и истории заемщика. Однако китайские производители используют беспроцентные рассроченные кредиты, которые в настоящее время являются основным инструментом финансирования в этой категории автомобилей. В некоторых случаях рассрочка возможна даже при покупке автомобилей устаревших производителей, которые еще не полностью проданы, сообщает Avilon.
На фоне дефицита официально ввезенных новых автомобилей банки расширяют свои программы по работе с клиентами, покупающими параллельный импорт и подержанные автомобили. Однако процентные ставки на подержанные автомобили выше. Например, в ВТБ сейчас можно получить кредит на новые автомобили по ставке от 10,1%, на подержанные - от 11,1%. В "Росбанк Авто" процентная ставка на подержанные автомобили составляет от 8,9%. Однако эти предложения доступны только при соблюдении некоторых дополнительных условий, а необязательные процентные ставки составляют от 15 до 19% в год.
Работают ли кредиты от производителей?
Прежде чем иностранные автопроизводители свернули свою деятельность в России, они активно внедряли собственные кредитные программы. Эти финансовые предложения создавались специальными кредитными организациями, привязанными к конкретной марке, так называемыми "кэптивными банками". Такие кредиты могут быть менее затратными для покупки автомобиля определенной марки, но зачастую привязывают клиента к дилеру и сервисной программе марки.
Такова, например, задача МС Банк Рус, который в основном кредитует клиентов Mitsubishi. Андрей Коченков, директор по развитию бизнеса этого банка, рассказал, что компания по-прежнему работает в России. Однако в настоящее время банк выдает кредиты только на подержанные автомобили, и при низкой процентной ставке в 13,5 процента на пять лет он не является самым конкурентоспособным на рынке. А для клиентов с уже имеющимися кредитами условия погашения и обслуживания не изменились. Хотя Коченков считает нынешний рынок автокредитования сложным, он полагает, что в этих условиях можно работать: "Хорошо, что сегмент подержанных автомобилей начал расти и на рынок выходят новые бренды. Есть над чем работать".
Похожая ситуация и в BMW Bank, который заботится о клиентах баварской компании в России. В настоящее время BMW Bank управляет существующим кредитным портфелем и предлагает кредиты на финансирование подержанных автомобилей", - сообщил официальный представитель BMW в России.
В интервью Дмитрий Мольков, руководитель отдела финансовых услуг группы компаний "АвтоСпецЦентр", подтвердил, что специальные кредитные программы автопроизводителей не исчезли с рынка. Но теперь их предлагают в основном китайские бренды. По словам эксперта, специальные предложения сейчас доступны для всех китайских брендов, включая Haval, Chery, Exeed, Exeed, Omoda и Geely.
"Китайские производители в сотрудничестве с банками предлагают схемы рассрочки или сниженные процентные ставки от 0% по договору прямого кредитования. В целом, условия кредитования очень привлекательны для покупателей: более 70% новых автомобилей продается с использованием этих специальных программ. Таких результатов и предложений не было у брендов, которые прекратили свою деятельность в России", - сказал Мольков.
Эксперт также отметил, что обязательства по ранее выданным кредитам все еще значительны. В конечном счете, покупатели должны заемные деньги банкам, а не автопроизводителям. Мольков подчеркнул, что банки производителей приостановили выдачу новых кредитов, но не обслуживание уже выданных.
Что будет дальше?
Рост цен на автомобили компенсирует падение кредитов, поэтому банкам не приходится повышать процентные ставки. По оценкам ВТБ, при благоприятной экономической ситуации выплаты по автокредитам к концу 2023 года могут превысить 1 трлн рублей, что на 40% больше, чем в 2022 году. Алексей Бессонов, начальник управления продуктовой политики "Росбанк Авто", добавляет, что рынок кредитования будет расти благодаря появлению в России новых китайских брендов и расширению рынка подержанных автомобилей.
Алексей Войлуков, президент Ассоциации банков России (АБР), также ожидает устойчивого восстановления рынка. "Горизонт этих ожиданий - не более года, потому что в текущей ситуации сложно прогнозировать больше. Рост, скорее всего, будет происходить за счет китайских производителей, которые вместе с заводами разработали механизмы финансирования. Поэтому эти автомобили также попадут под программы кредитования с государственной поддержкой", - сказал глава АБР.
Войлуков сказал, что ставки по автокредитам уже стабилизировались после небольшой коррекции вверх, и любые дальнейшие изменения будут напрямую связаны с базовой ставкой центрального банка. "Пока платежеспособность населения остается на более-менее понятном уровне и нет проблем с безработицей, банки не будут менять условия кредитования для своих клиентов", - Алексей Войлуков.