Новое, творческое осмысление событий, создание политически устремлённого художественно-документального произведения является итогом коллективного труда: от съёмок в гуще боевых событий до монтажного стола и экрана.
Сорок дней в тылу врага фронтового оператора.
Из воспоминаний фронтового кино-оператора Сергея Гусева.
Многие съемки, естественно, приходилось вести в условиях трудных, порой
чрезвычайных, иной раз и под огнем. Но труднее всего досталось мне те четыреста метров пленки, которые я отснял в сентябре 1941 г. во вражеском тылу.
В августе некоторые части Северо-Западного фронта закрепились на восточном берегу реки Ловать, сам штаб фронта и многие его службы разместились в Валдае.
Здесь же, в одном из домиков на окраине этого старинного русского городка расположилась и наша киногруппа.
Тогда во главе фронтовой группы стоял Роман Кацман, я был его заместителем. Однажды его вызвали в политуправление фронта. Возвратился он довольно быстро. По его взволнованному виду можно было догадаться, что предстоят особо интересные съемки. «Уж не готовится ли на одном из участков крупная контратака?» - подумалось мне. Тогда это случалось все чаще, и нам удавалось заснять пленных немецких солдат и офицеров, подбитые и захваченные немецкие танки, пушки, автомашины, захватчиков, поплатившихся жизнью, разграбленные, а то и полностью уничтоженные деревни.
А здесь - в тыл врага!
Заметка опубликована в газете КРАСНАЯ ЗВЕЗДА 7 сентября 1941 г., воскресенье:
КИНОКАРТИНА „ПЛЕННЫЕ".
Центральная студия Союзкинохроники закончила производством документальную кинокартину «Пленные».
Длинной вереницей тянутся по лесным дорогам пленные — немцы, румыны, финны, захваченные нашими частями. Куда девалась спесь этих молодчиков с буквами «СС» на черных петлицах, до чего обтрепанный вид у солдат румынской королевской лейб-гвардии! Они идут под охраной красноармейцев в лагерь.
раной красноармейцев в лагерь. Среди пленных немало таких, которые сами бросили оружие и добровольно сдались нашим бойцам. Киноаппарат зафиксировал на пленку выступление финских солдат 3-й артиллерийской бригады Эркипутинена и Унтосеппяла, обратившихся к своим товарищам с призывом кончать войну.
Вслед за тем зритель видит на экране группу солдат 185-го немецкого полка Эмиля Кромель, Антона Лах, Якова Вальдора, Альберта Эртеля и Рудольфа Эгера. Выбрав удобный момент, они перешли на сторону Красной армии. А сейчас в лагере для военнопленных они пишут о том, что испытали за недолгие дни войны. «Мы не хотим больше сражаться за Гитлер», — гласит их письмо.
Ту же мысль высказывает солдат 15-го полка морской пехоты Василий Врынчану, выступающий на собрании румынских военнопленных. Гнев обманутого человека, насильно посланного в бой, звучит в его словах: «Антонеску продал нас Гитлеру... Долой гитлеризм, долой Антонеску!»
Грандиозная эпопея Великой Отечественной войны, запечатлённая на киноплёнке, как бы сложенная из тысяч и тысяч бессмертных подвигов нашего народа, представляется огромным историческим полотном, не знавшим себе равных по значимости, достоверности, силе воздействия.
На каждом фронте – от Чёрного моря до Арктики – были организованы фронтовые киногруппы такие же группы действовали на всех флотах, в ВВС, у партизан.
Гусев Сергей Евтеевич 13 июля 1943 г. получил тяжелое минно-осколочное ранение в грудь и подбородок, после чего был переведен на административно-управленческую работу.
Сегодня, смотря новую хронику о войне, отдавая должное отваге волонтёров, стоит признать, что до фронтовых операторов Великой Отечественной войны - они не дотягивают. Сказывается отсутствие профессиональной подготовки, как операторской так и режиссёрской. Справедливо напомнить, что в первые дни ВОВ были мобилизованы творческие сотрудники документальных киностудий по всей стране. При этом, попав в кадровый штат Красной Армии кино-работники вкупе с журналистами и писателями - проявляли самоотверженность, чувство авторской сопричастности, сумели горячо, талантливо, достоверно запечатлеть неповторимую атмосферу великих событий в жизни нашей Родины, прославить на века исторические подвиги своего народа.
Шойгу Сергею Кужугетовичу, Министру обороны РФ на заметку!
Оптимизация МО во времена господина Сердюкова подвела к ликвидации студию "Военфильм". Сейчас же что-то, как-то, непонятно как, что-то происходит там... Рассчитывать на ТВ Звезда не приходится. Там гражданские сотрудники, заряженные на телевизионный формат, в подавляющем большинстве не имеющие профильного кино-образования.
Частичная мобилизация, проводимая с октября 2022 года - в перечне воен.спецов, требующихся армии, не затрагивала кино-литературных профессий. Знаю не понаслышке, что Главное военно-политическое управление Вооружённых сил Российской Федерации, отвечая на запросы добровольцев кино-профессионалов - отказывает им, мотивируя тем, что информации с фронта и так предостаточно. Информации, возможно, да, а вот фильмов за год я ни один не видел. Была попытка у ЧВК Вагнер, но это скорее обучающий фильм для собственных целей. Если Министерство обороны рассчитывает на Министерство культуры РФ -это напрасные надежды.
Что должно произойти, чтобы руководство страны поняли очевидное, что опыт ВОВ необходимо было перенимать с первых дней СВО?