Найти в Дзене
Сэр Ꙃi

Василий нарушил план Рузвельта

- Прошлый раз ты начал рассказывать про пароход сухогруз “Тбилиси”, но…
- Что-то отвлекло...обычный пароход с необычной историей...тебе кратко рассказать или...?
- Не тороплюсь...рассказывай
- История этого парохода начинается с 1918 года и история началась в Америке, хотя пароход был наш…уже потом наш - пароход Советского Союза, но по репарации
- Уже история с загигулиной
- В годы Первой мировой войны германскому флоту, а точнее, его подводным силам, удалось нанести торговым флотам стран Антанты огромный ущерб
- Ух куда занесло!...кригсмарине?
- Именно оттуда корни "Тбилиси"...поэтому спросил: коротко или подробнее...в период той войны из-за потери сухогрузов странами Антанты, власти Британии всерьез опасались настоящего голода, но постройка новых судов взамен потерянных не такое простое дело и требовала неких решений как технического, так и организационного характера
- Достаточно затратный вопрос даже для государства
- Да, но война закончилась и вопрос потерял актуальность
- Неожиданно...история не успела начаться...
- Нет-нет продолжение следует...спустя 18 лет, уже в 1936 году правительство Соединенных Штатов Америки всерьез озаботилось состоянием своего торгового флота, считая его необходимым элементом экономики в мирное время, а также важнейшим резервом военно-морских сил в случае войны
- Это все про "Тбилиси"?
- Да... в США была создана Морская комиссия по реорганизации судостроительной промышленности, разработке проектов и планирование постройки, но до начала Второй мировой войны все оставалось на бумаге...ничего не сдвинулось с места
- В советское время тоже шло не так быстро
- Везде люди и актуальность возникает в критические моменты...началась война в 1939 г. и Британская империя и ее союзники сразу же стали нести ощутимые потери, а во второй половине 1940 г. они приобрели просто угрожающие размеры
- Корабли делали США, а Британия причем?
- Антанта однако...они обратились к союзнику США, чтобы те способствовали постройке торговых судов
- Американцы торгаши и просто так не помогут
- Ты прав, они откликнулись только после принятия закона о ленд-лизе
- Этот ленд-лиз без штанов оставит
- Зато американцам прибыль...сразу включилась президентская программа ускоренного судостроения...в то время Рузвельт "рулил" в США...решили строить корабли с минимальной себестоимостью - дешевые и назвали их «тип «Либерти», значит Свобода

Тип "Либерти"
Тип "Либерти"

- А как удешевили?
- Как?...вместо заклепок применили сварку и тем самым облегчили судно на 500 т, уменьшали количество звеньев в якорной цепи, количество якорей, переносили судовые помещения, чтобы коммуникации сократить, приглашали не квалифицированных рабочих и много еще чего
- Вот прохиндеи...
- Это же не новость, каждый вкладывает минимум, а хочет получить побольше... по подсчетам, проведенным после войны, из 2710 построенных «либерти» почти 300 имели опасные трещины в корпусе

Тип "Либерти" трещины
Тип "Либерти" трещины

- Тут явное надувательство
- Не скажи...такой подход позволял американцам делать много судов и быстро...для войны это важно, т.к. много судов гибнет и нужны новые
- С учетом войны тут не поспоришь...есть анекдот: " А давайте пойдем войной на молдаван? - Это бессмысленно, они строят быстрее, чем мы будем разрушать"...что-то типа этого?
- Себестоимость этих пароходов была не высокой и окупалась одним рейсом провоза грузов
- Сложно в это поверить, но против цифры не поспоришь
- И это правда...американцы взялись за дело, но не все сразу получалось...первое судно удалось изготовить за 245 суток
- Сделали бы побольше стапелей или верфей
- Именно с этого и началось, построили 18 верфей и пошла работа без выходных...процесс закладки, постройки судов систематизировали, процесс заработал, как единый организм и сроки изготовления кораблей снизилось до неприличия...какое то судно из "Либерти" умудрились построить за 4 суток 15 часов и 30 минут после закладки

Верфи для постройки судов типа "Либерти"
Верфи для постройки судов типа "Либерти"

- Впечатляет
- Всего с 1941 по 1945 гг. построили 2710 судов, в СССР передали 54 судна типа «Либерти», еще 13 кораблей были получены разными путями
- Они все сухогрузами были?
- Разные функции: для перевозки руды, угля; для перевозки цистерн, танкеры, для перевозки самолетов, машин, танков...базовая конструкция имела свой номер «EC2-S-C1», у остальных что-то добавлялось, что-то менялось
- 2710 судов, это очень много

Готовые суда типа "Либерти"
Готовые суда типа "Либерти"

- В каком году эти суда стали выходить под советским флагом?
- Впервые в советских портах суда типа «Либерти» оказались в 1942 году - они входили в состав Северных конвоев
- Наверное тогда же и "Тбилиси" прибыл?
- "Тбилиси" пришел в Мурманск в феврале 1944-го, в составе того же конвоя JW-57, в апреле принят советским экипажем в Архангельске и 15 июня зачислен в состав Северного государственного морского пароходства...
- А когда был построен?
- Сначала с/х «Тбилиси» был «Джон Лэнгдон», а построен в 1942 году в Лос-Анджелесе...потом, вроде как, он убыл в Италию, а уже в 1944 по репарации прибыл в СССР

1944, лето, с/х "Тбилиси" в порту под погрузкой, транспорт использовался для рейсов Кольский залив — Белое море. Всю осень, до конца декабря  «Тбилиси» трудился в Енисейском заливе, совершая рейсы между местными портами.
1944, лето, с/х "Тбилиси" в порту под погрузкой, транспорт использовался для рейсов Кольский залив — Белое море. Всю осень, до конца декабря «Тбилиси» трудился в Енисейском заливе, совершая рейсы между местными портами.

- Красивый пароход своего времени
- Обрати внимание на клюзы якорей, они фигурные и объемные...потом вспомним
- Наверное, много перевозит?
- Не сказать, что много, но в то военное время инженеры выжали из возможного максимум...порядка 7182 т, длина – 134,6 м, ширина – 17,4 м
- Кто капитан?
- Нет-нет, речь не про капитана, я рассказываю о пароходе...потом сделаю акцент про капитана
- Хорошо, пароход тоже одушевленный - "моряк" - "торговец"
- Днем 30 декабря 1944 года из Кольского залива курсом на Лиинахамари вышел конвой КП-24 и в его составе был с/х «Тбилиси»...корабль перевозил груз для военных...зимняя погода не баловала моряков, ветер достигал силы 8 баллов, на море бушевал 6-балльный шторм, время от времени налетали снежные заряды
- Читал, что северные шторма отличаются своей непредсказуемостью, скоростью и безумием
- Погоду пароход выдержал..."Тбилиси" был торпедирован немецкой пл. U-956
- Сюжет для Голливуда
- Там есть о чем рассказать, но я о другом...торпеда разворотила корпус и оторвала часть парохода - носовую часть
- Печальная история...но это война
- В том то и дело, что корабль не утонул...носовая часть утонула, а остальная часть оставалась на плаву
- Заговоренный оказался
- Смех - смехом, но "Тбилиси" устоял в шторм...его потом разгрузили и отправили в Мурманск
- Металлолом остался...

Второе рождение с/х "Тбилиси"
- Не металлом...пароход ждал своего часа долгих 13 лет...в 1956 году обрубок "Тбилиси" отбуксировали в Архангельск на судоремонтном заводе «Красная кузница»
- Соорудить новую носовую часть? американцы, наверное, не возились бы с таким ремонтом?
- Не скажи... был такой пароход «Валерий Чкалов», который тоже из "Либерти", на нем образовалась трещина, лопнула палуба, обшивка правого борта до ватерлинии...обе половины сохранили плавучесть и были благополучно отбуксированы в американский порт...американцы извинились...и вручили морякам переломившегося судна новый пароход под тем же именем «Валерий Чкалов».
- По сегодняшней ситуации на американцев не похоже...и что дальше по "Тбилиси"?
- Почти... в 1945 году немцы торпедировали пароход из серии "Либерти" - систершип "Тбилиси"...на плаву осталась носовая часть, а корма пошла на дно

-6

Идея срастить два корпуса пароходов одного типа возникла у мастера корпусно-сварочного цеха Василия Полосина на судоремонтном заводе «Красная кузница» в Архангельске...подобного ремонта не было в практике ни в СССР, ни в мире
- Вот это идея!...сродни цирковому трюку
- Идея была, а технических возможностей не было...имеющийся на заводе плавдок не мог поднять судно такого класса...пришлось подключать тех отдел
- Похоже на лозунг "Догнать и перегнать Америку!"
- И что в этом лозунге плохого?...на стапель-палубе плавдока были изготовлены лекала по обводам судна, а док переделали в кессон
- Идея понятна, а технические термины не улавливаю
- Этого и не надо делать, тех отдел занялся технической подготовкой по "пришиву" двух частей парохода...идея захватила весь коллектив завода, варили сталь беспрерывно
- В то время ударный труд был в почете
- Идея отремонтировать и сам процесс ремонта "Тбилиси", поднял технический уровень завода... а сам коллектив поверил в свои возможности в нестандартной ситуации
- Когда закончили ремонт?

"Тбилиси" после соединения двух корпусов
"Тбилиси" после соединения двух корпусов

- На этом фото с/х "Тбилиси" только что спустили на воду. Ремонт закончили в 1959 году...на оборотной стороне этого фото написано "два куска нос и корма и один корабль, «Тбилиси»
- Ты хотел еще про клюзы рассказать
- Если смотреть на фото "Тбилиси" слева до ремонта и после ремонта, то видно отличие этих клюзов...по ним можно определять, когда сфотографировано судно

-8

- И кто был капитаном с/х "Тбилиси"?
- Это уже следующая история и тоже не простая...на с/х "Тбилиси" капитаном стал грузин...