В прошлый раз мы определились с техническими требованиями к нашему крану. Кажется, что осталось только пойти в какой-нибудь крупный онлайн магазин и купить нужное. Но как вы понимаете, если бы дела обстояли так хорошо, то рассказывать было бы нечего.
Предложение на рынке обширное. Есть очень даже смешные варианты, например: Бесплатная футболка с рисунком корабль шаровой клапан Женский G.
Из картинки всё же понятно, что это трехходовой клапан с ручным управлением. :)
Есть вариант, который на мой взгляд сильно переоценен:
Но в целом есть и вполне, на первый взгляд подходящие варианты:
Вариант выше даже почти подходит по размерам, если не учитывать, что нужно делать переходники ½ на 10мм, да и управление только 220В. Но есть и варианты, которые «совсем почти» подходят.
И все бы ничего, но если представить себе как это будет выглядеть с переходниками, то становится понятным, что вся конструкция в целом выходит за допустимые размеры, а мой текущий вариант с обратными клапанами смотрится гармоничней. Разумеется, перекомпоновывать всю систему для красивого внедрения крана, мне совсем не хочется. Все эти краны имеют ярко выраженную специализацию — водопровод или газопровод. Отсюда и присоединительные размеры, размеры в целом, мощный редуктор и долгое время переключения — порядка 15с.
Я также рассматривал варианты электромагнитных трехходовых клапанов, но они имеют маленькое проходное сечение — рассчитаны на работу с высоким давлением. В нашем случае такое точно не подходит. Но подобные устройства применяются не только в водопроводе или газопроводе. Поиск подсказал, что подобные устройства используются в автомобилях. В частности трехходовой электронно управляемый клапан используется в системе отопления автомобиля Газель Next и Газель Бизнес. Судя по фоткам в интернете для моих задач эти устройства более или менее подходят. Но информации по ним откровенно мало. Размеров нет, схем нет. В общем кран для Газели. Купил, поставил и всё. Как в том старом анекдоте — сало как сало, чего его пробовать. Из чтения форумов газелистов выяснил, что есть два варианта конструкции — с сальником и без сальника. Ну и как часто это бывает — нормальные производители и всякие подделки, которых хватает на пару месяцев. В общем купил на пробу кран без сальника - Luzar LVE03063, в надежде именно его внедрять в систему.
Думаю стоит немного описать этот кран. Вдруг кому-то пригодится.
Диаметр штуцеров в узкой части 20мм. Высота 119мм, ширина 84,7мм, глубина 63,7мм.
Кран управляется минусом — подали минус на красный провод, заслонка переместилась в одном направлении, подали минус на белый провод, заслонка переместилась в другом направлении.
Назначение выводов:
Коричневый — плюс питания 12В;
Черный — минус питания;
Красный — управление заслонкой (подавать минус);
Белый - управление заслонкой (подавать минус);
Кран сделан вполне качественно. Электрическая часть физически отделена от «водяной». Заслонка перемещается с помощью магнитного привода. Моторедуктор состоит из моторчика, пары реле и схемы управления. Никаких концевых выключателей нет, схема отключает мотор по увеличению потребляемого тока в крайних положениях. Дешево и сердито.
Герметичность крана не стопроцентная — если подуть в закрытый штуцер, то продувается легко в обе стороны. В случае системы отопления Гезели этого достаточно.
В крайних положениях заслонки потребление на несколько секунд возрастает до 7А. Кран очень громкий. В момент переключения раздается громкий удар. В общем, по совокупности параметров я понял, что зря потратил деньги. Шум, размеры, присоединительные размеры, герметичность — всё это меня категорически не устраивало. Но видимо надо было набить немного шишек, чтобы прийти к решению сделать кран, который будет меня устраивать по всем параметрам, тем более пока изучал предложение на рынке, в голове уже сложилось представление как такое можно сделать.
За прототип решил взять уже купленный кран от Газели. Мощные магниты можно купить в магазине, а в качестве моторедуктора будем использовать готовую мини сервомашинку. Всё, как обычно, виделось проще простого — хуяк, хуяк и в продакшн. Но не тут то было. :) Повторюсь, что если бы всё было легко и гладко, то этих статей в принципе не появилось бы.
Забегая вперед скажу, что этот трехходовой кран попил у меня крови больше чем весь проект «Моя вода». «Кровью» я заплатил за полученный опыт, которым и поделюсь. Но об этом в следующей части.