Найти в Дзене
Мир творческих людей

«Только туда, обратно». Незабываемое студенчество писателя Андрея Женина

Есть ли ярче период в жизни человека, чем студенчество? Едва ли... Это время, когда все только начинается, кровь кипит в венах, эмоции бьют через край, чувства накрывают, словно цунами. Нет ни страхов, ни сомнений. Только желания, мечты, надежды и уверенность: все сбудется. Впрочем, думать о серьезном некогда. Есть дела куда более интересные. О них-то и написал книгу «От сессии до сессии, или Из жизни советских студентов» Андрей Женин, наполнив ее атмосферой восьмидесятых и духом студенчества, кстати, студенчества специфического: его герои — начинающие медики.


«Это был пир во время чумы, — вспоминая годы своей учебы тоже в медицинском, говорит Андрей. — Пусть не из моей книги, но это так. Это было замечательное, сумасшедшее, беззаботное и одновременно весьма ответственное время, заложившее фундамент под всю дальнейшую жизнь. С одной стороны, бесконечный праздник и бессрочный банкет. С другой стороны, получение весьма приличного образования и ночные бдения у больничных коек в связи с необходимостью зарабатывания денег, нас ведь содержать было некому, мама с папой столько не получали… Но мы все успевали, молодость — это великое счастье».


У читателя, который знакомится с тремя повестями, вошедшими в сборник, последовательно ездит вместе Мартыном и его друзьями на профессиональную практику в глухую провинцию, на военные сборы и на картошку, невольно возникает вопрос: автор — медик, его герои — медики, нет ли между ними связи? Более того, библиофил, увлеченный творчеством Андрея Женина, покоренный его удивительным чувством юмора, актуальным во все времена, и, как следствие, знакомый с его биографией, знает из продолжения истории «Из жизни врачей в эпоху перестройки», что у писателя и Мартына общая специализация — кардиология. Надо ли понимать так, что книга автобиографическая?


«Отвечу уклончиво, — улыбается врач и литератор. — Мы с Мартыном — близнецы-братья, поэтому многие аспекты повествования навеяны какими-то реальными событиями. Но поскольку в предисловии к каждой из своих книг я четко обозначаю, что все события и персонажи являются литературной фантазией, давайте придерживаться этой версии».


«От сессии до сессии, или Из жизни советских студентов», как уже догадался человек, пока не прочитавший книгу, — это не только три произведения о студенчестве, но и три повести о медицине. По тональности историй кажется, что медицинское студенчество особенно. Естественно, хочется понять, так ли это и чем студент-медик отличается от студента любого другого вуза.


«Близость к загробному миру накладывает определенный отпечаток на человека, — опираясь на свой опыт, объясняет Андрей. — Налет цинизма, причем не всегда здорового, особенная свобода нравов, но при этом умение сострадать и приходить на помощь — вот краеугольные камни правильного студента-медика».


Андрей Женин когда-то был студентом, всю жизнь является врачом и одно время занимался преподаванием, конечно, в медицинском вузе. Наблюдая за молодежью, он смог сделать вывод, изменились ли и насколько сильно ребята с той эпохи, когда учился он сам и проживали свою отвязную юность его герои.


«Это “одно время” длилось почти 20 лет! — уточняет писатель. — Была возможность сравнить и проанализировать. Личностные изменения студентов-медиков отражают изменения бывших советских и новых российских граждан на протяжении доставшейся нам эпохи перемен и катаклизмов. Могу ответственно заявить, что в годы нашего студенчества люди были существенно лучше. К сожалению, свойственное нам в те годы умение дружить, приходить на помощь, сострадание безвозвратно уступили место жажде наживы. Абсолютно изменились жизненные ценности и идеалы, и не в лучшую сторону. Вообще, с годами я становлюсь брюзгой, ностальгирующим по советской молодости. А может, дело просто в ушедшей молодости… Но в любом случае, как говаривал, если правильно помню, Бернард Шоу, чем больше живу среди людей, тем больше люблю собак…»


Под занавес беседы корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей» решила немного пофантазировать и спросила у Андрея Женина: если бы некий волшебник предложил ему вновь пережить студенчество, согласился бы он? Выбрал бы снова медицину или предпочел другую специальность? А эпоху? Остался бы студентом восьмидесятых или перенесся в какое-то другое десятилетие?


«Без колебаний, — твердо решил автор книги “От сессии до сессии, или Из жизни советских студентов”. — Только туда, обратно. И менять ничего бы не стал. А почему, думаю, ясно из моего предыдущего ответа».


И правда, зачем что-то менять, если студенческая жизнь в восьмидесятые была такой, как на страницах книги, а молодые люди напоминали Мартына и его товарищей?