С появлением в рядах русской армии различных национальных меньшинств, возникла новая проблема – где, в каких именно частях войск, их можно и нужно было использовать?
Все национальные проблемы XIX века, серьезно угрожающие безопасности страны, у России были лишь в двух точках – на Западе и на Юге империи.
В результате присоединения больших территорий на западе, в состав Российской империи влились следующие национальности: поляки, немцы, евреи, латыши, литовцы, эсты, белорусы.
Если последние считались частью триединой русской народности, то остальные – все-таки чужеродными и нелояльными элементами. Самым непонятным народом из этого списка считались евреи, отгородившиеся религиозной и культурной «стеной» от всего остального мира.
Около 50-ти лет правительство к ним присматривалось. Ни сама Екатерина, ни Павел, ни Александр I не предпринимали никаких резких телодвижений по отношению к ним. Но в 1827 году евреям было приказано служить в армии. Это была мера борьбы с еврейской обособленностью, попыткой интегрировать евреев в русское общество и русскую культуру. Для этого Николай I придумал следующую меру – забирать в армию мальчиков младше 18-ти лет – и старше 12-ти лет, чтобы оторвать их от веры и традиций отцов.
Россия повторяла путь, пройденный Западом, запаздывая на треть столетия! Распространение призыва на евреев должно было служить их интеграции в современное общество. Так, Австрия допустила евреев к военной службе в 1788 году, Франция – в 1792 году, Пруссия – в 1813 году. В Западной Европе за призывом евреев в армию последовало распространение на них гражданского равноправия. Призвав евреев в армию, современные общества Франции и Австрии перестали относиться к ним как к чужеродному телу.
Русская военно-государственная мысль полагала, что евреи – это этническая группа, наиболее «уклоняющаяся» от военной службы, а новобранцы из евреев как никто другой способствовали моральному разложению русской армии – они были постоянной причиной высокого уровня преступности и заболеваемости в войсках. Кроме того, считалось, что евреи – ненадежные и никудышные солдаты, слабо поддающиеся обучению и бесполезные в бою.
До 1827 года военная служба заменялась для евреев России податью. 91-й рекрутский набор (1827 года) был первым набором, проведенным Императором Николаем I после восшествия на престол. До этого, ни в 1825 году, ни в 1826 году наборов не производилось.
Но, оказалось, что забрать в армию – это еще только полдела. Взять еврея было можно, а вот поставить в один строй с русским мужиком – нельзя! По всем физическим параметрам и моральным устоям еврей абсолютно не годился для того, чтобы идти в штыковую атаку.
В результате для евреев были определены строго отведенные места:
- малолетних евреев (от 12-ти до 18-ти лет) назначали в батальоны военных кантонистов, а
- совершеннолетних (от 18-ти до 25-ти лет) - в нестроевые и служительские команды (как-то, различные военно-рабочие роты, пожарные команды, служительские команды, военные типографии, лабораторные и арсенальные роты и т.п.)
Почти весь XIX век российские военные умы решали, как и где именно в войсках правильно использовать «еврейский элемент», но к единому мнению так и не пришли.
Полковник Генерального Штаба Филимонов, рассуждая о проблемах, с которыми столкнулась Россия в 70-х годах XIX века, писал:
«…В Европе нет ни одного государства, которое было бы на всем пространстве своей территории совершенно однородно но своему племенному составу, по национальности и по вероисповеданию. Особенно портят состав населения евреи, рассеянные, как известно, по всему свету, но особенно густо населяющие приграничные, удобные для занятия контрабандой, paйoны, и представляющие, как тоже всем известно, самый негодный элемент для пополнения армии. Все сказанное относится до России в той же мере, как и до всех других государства. Если придерживаться слепо системы, то армия получилась бы пестрая, составленная из частей войск, совершенно разнообразных по вероисповеданию, национальности и пр….» .
Оказывается евреи «портили» состав населения и являли собой «самый негодный элемент» для армии! Их считали плохими солдатами, трусами и паникерами…
Как писал профессор Николаевской академии Генерального штаба, генерал от инфантерии Александр Федорович Редигер (1853 – 1920), в 1905-1909 годах занимавший пост военного министра – «глубочайшая космополитичность евреев – девиз «где хорошо, там и отечество» .
Спустя 100 лет власть так и не поняла, где и как правильно использовать национальные меньшинства своей страны!