Прошел год с того момента, как западные бренды покинули казанские торговые центры. C началом объявления СВО об остановке, сокращении или уходе заявили более тысячи международных компаний, а с началом марта 2022 года из Казани ушли 45 магазинов. Так, о решении прекратить бизнес в нашей стране объявили компании Nike, Zara, Bershka, Pull&Bear, Massimo Dutti, Oysho, Stradivarius, Uterqüe, IKEA и многие другие.
Летом прошлого года торговые центры были практически пусты. По данным Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД), доля пустующих помещений в казанских ТЦ по итогам IV квартала 2022 года составила 18%, а количество свободных площадей по сравнению с 2021 выросло в 10 раз.
Уход зарубежных брендов не нов. Кризис фешен-индустрия переживала в период 2014-2016 годов, тогда из страны ушли несколько брендов одежды: American Eagle, New Look, прекратились продажи River Island, Esprit, OVS. По данным Fashion Consulting Group, в 2014 году рынок одежды и обуви снизился на 8%, до 2,2 трлн рублей, а в 2015-м он рухнул аж на 20%. Преодолеть возникший кризис удалось — взамен ушедшим пришли новые бренды.
Сегодня же ситуация отличается. К принципам присоединились и проблемы с логистикой. Напомним, что некоторые компании не планировали уходить с российского рынка, а лишь приостановили работу, чтобы найти способы найти нарушившуюся цепочку поставок. Но, так или иначе, замещение, как нам рассказали в Российском совете ТЦ (РСТЦ), происходит, правда, не такими темпами, на которые рассчитывали. В Казани пустующими остаются 60 тысяч кв. метров, еще 12,5 тысячи «квадратов» числятся приостановившими свою деятельность.
Участники рынка уверены, что всему нужно время, ведь экономическая ниша пустовать долго не может. Полномочный представитель Российской гильдии управляющих и девелоперов в Татарстанеуверена, что на смену ушедших брендов обязательно придут новые.
- Но с практической точки зрения процесс замены арендаторов может занять существенное время. Основных причин две: расторжение долгосрочных договоров аренды - процесс непростой и небыстрый. Вторая - готовых сформированных брендов, жаждущих выйти на российский рынок, нет. Есть ряд производственных компаний, торговых операторов, которые сейчас активно работают над этим вопросом. Но создание операционной оболочки, инфраструктуры, логистических цепочек занимает время, - пояснила эксперт.
Руководитель центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» добавил, что открытию новых брендов предшествуют маркетинговые исследования, социологические исследования, анализ рынка и целевой аудитории, анализ конкурентной среды.
- Невозможно какой-нибудь азиатской компании, которая производит одежду, приехать резко и выставить ее. Может так оказаться, что тенденция азиатской моды не соответствует тенденциям моды казанской молодежи. Это не будет происходить быстро и в моменте, - предупредил собеседник.
Сегодня владельцы торговых центров продолжают вести переговоры с турецкими, иранскими, китайскими, узбекскими компаниями. Так, РСТЦ заинтересован в открытии готовых магазинов иранских производителей. Сотрудничество планируется начать с запуска не менее 30 торговых точек по всей стране, в том числе и в Татарстане.
Однако, как нам сообщили в пресс-службе, для открытия иранских магазинов необходимо время, чтобы разрешить целый ряд вопросов. В РСТЦ рассказали, что в феврале прошли встречи иностранных компаний с отечественными управляющими ТЦ и с Минпромторгом РФ. По словам представителей Союза, переговоры ведутся с брендами нижнего белья - Abbas и Rasoul, Hassan, Romina, Kiana, женской одежды - Samira, Jila, джинсовой одежды - Alireza и так далее.
Параллельно РСТЦ налаживает контакты с турецкими брендами. В пресс-службе отметили, что это партнерство выгодно и турецким брендам, которые в свое время покинули российские торговые центры, не выдержав конкуренции. Некоторые турецкие магазины уже вернулись на российский рынок фешен-индустрии.
Президент Русской ассоциации участников фешен-индустрии (РАФИ) считает, что российские производители неплохо закрывают средний ценовой сегмент, но есть пробелы в масс-маркете.
- Быстро занять освободившуюся большую нишу невозможно - нужны серьезные инвестиции и время. Если говорить о зарубежных игроках, то они только начинают приходить в Россию, поэтому выводы делать рано. Активизировались турецкие компании, у которых точно есть все, чтобы закрепиться на нашем рынке. Конечно, китайские. Говорят о возможном приходе индийских и иранских производителей, но это пока темные лошадки для нас. Могу точно сказать, что стоит отбросить стереотипы о них - в Иране есть бренды, выпускающие вполне привычный для нас базовый ассортимент, мало чем отличающийся от хорошо известных западных игроков, - сказала эксперт.
По данным Российской гильдии управляющих и девелоперов, в Казани к концу 2022 года открылся 41 новый магазин общей площадью 8,4 тысячи кв. метров. Быстрее всех от потрясений оправился KazanMall. Еще в прошлом году, как нам рассказали в пресс-службе UD-Group (ТЦ «KazanMall»), здесь открылись супермаркет ювелирных украшений Poison Drop, магазин нижнего белья Deseo, торговые точки сетевых «Адамас», «Носкофф», Zolla, французский бренд одежды Birelin, детские магазины Silver spoon и Loloclo, а также обувной Two Feet и Baden.
Кроме того, KazanMall стал первым торговым центром Казани, где после закрытия в конце мая магазинов одежды польского ретейлера LPP с брендами Reserved, Cropp, House, Mohito и Sinsay открылись торговые точки от китайских производителей.
В пресс-службе добавили, что в ближайшее время планируется открытие спортивного фешен-стора Move от H&M.
Куда больше не повезло казанской «Меге». После закрытия иностранных брендов торговый центр буквально опустел. Посетителей встречали закрытые спортивные Puma и Adidas, швейцарский часовой Swatch, джинсовый Levi’s, испанские Zara, Bershka, Pull & Bear, Oysho, Zara Home, Massimo Dutti и другие. Куда больший удар нанес уход IKEA, которая занимала значительную часть площади ТЦ. Именно шведская мебель привлекала основную часть покупателей «Меги».
- Мы рассматриваем новые варианты партнерств, чтобы усилить предложение товаров и услуг в наших центрах, и находимся в постоянном диалоге с текущими партнерами, чтобы совместно искать решения в чрезвычайно непростой ситуации, - ответили KazanFirst в пресс-службе ТЦ.
Однако найти замену ушедшим брендам «Меге» до конца пока не удалось. В торговом центре все еще стоят закрытые Zara, Bershka, Pull&Bear, Stradivarius. Возможно, владельцы ТЦ ожидают, когда новый владелец брендов решит заехать в казанскую «Мегу». Напомним, что ливанская компания Daher Group, которая теперь владеет бизнесом фешен-группы Inditex в России, планирует открыть магазины под новыми именами. Pull&Bear станет DUB, Zara получит название Maag.
Стоит сказать, что новые магазины все-таки заходят в «Мегу». Совсем недавно на месте Marc O’Polo открылся бренд одежды и аксессуаров Karl Lagerfeld, с которым соседствует россиский бренд FRWL (From Russia With Love). Кроме того, тут открылась марка костюмов Donatto, турецкий DeFacto, к которому поближе переехала обувная компания «Эконика».
Заново заработали магазин одежды MANGO и сеть магазинов и сервисных центров, торгующих техникой Apple re: Store. Что касается IKEA, то площадь продолжает пустовать. В пресс-службе нам не ответили, кто и когда ее займет.
В «Парк Хаусе», как нам рассказали в пресс-службе торгового центра, вместо Uniqlo теперь турецкий Koton, вместо H&М - Gloria Jeans, которая заняла почти 2 тысячи кв. метров. Место Zara, Bershka и Pull& Bear открылся магазин аксессуаров и бижутерии Marmalato. Также в ТЦ в скором времени откроются российский магазин одежды Clever Wear и казанский производитель домашней одежды Lilian’s.
В ТРЦ «Южный» после ухода брендов появились купленные Китаем у Польши Reserved, House, Cropp и Sinsay. В этом же году, как нам рассказали в пресс-службе, запланировано открытие нескольких новых магазинов. В январе открылось сразу два казанских бренда одежды - ALGA и Lilian’s. Свои двери открыл магазин брендовых кроссовок Simple Step. Кроме того, к концу весны спортивный ассортимент в ТРЦ расширится за счет открытия магазина Bona. Рядом с Familia появилась зона отдыха с озеленением, функцией буккроссинга и большими зеркалами для модных селфи, которую уже облюбовали посетительницы.
В «Тандеме» опустевшие «квадраты»заняли DNS, Kari, Familia. Обувной пул арендаторов усилили новым магазином Respect, а женскую одежду - бутиком Bellone.