Найти в Дзене

Инфантильная абьюзерша - хищник или жертва?

Абьюзеров принято сравнивать с расчетливыми хищниками, психопатами, которым доставляет удовольствие мучить жертву. Но что если абьюзер - женщина? Говорят, женская жестокость может в разы превосходить мужскую. Мужчины чаще всего предпочитают не бить уже упавшего противника. Женщина же, скорее всего, не успокоится, пока не нанесет серьёзный урон. Женская злопамятность в разы превосходит мужскую. Своих обидчиков женщина может ненавидеть всю жизнь. И не успокоится, пока не сделает какую-либо гадость. Да и после этого вряд ли успокоится... Почему так? Возможно, все дело в разнице воспитания. Это мальчикам надо расти мужчинами, учиться воспитывать в себе силу духа, не плакать и вообще не вести себя "как девчонка". Даже в драке некоторые девочки могут позволить себе многое: кричать, бить со всего маха, царапать ногтями, кусаться. И если такая девочка напала на мальчика, тот, скорее всего, будет вынужден терпеть. Механизмы женского абьюза вообще удивительно напоминают защитные приспособлени
Оглавление
Art by Midjourny
Art by Midjourny

Абьюзеров принято сравнивать с расчетливыми хищниками, психопатами, которым доставляет удовольствие мучить жертву. Но что если абьюзер - женщина? Говорят, женская жестокость может в разы превосходить мужскую.

Мужчины чаще всего предпочитают не бить уже упавшего противника. Женщина же, скорее всего, не успокоится, пока не нанесет серьёзный урон. Женская злопамятность в разы превосходит мужскую. Своих обидчиков женщина может ненавидеть всю жизнь. И не успокоится, пока не сделает какую-либо гадость. Да и после этого вряд ли успокоится...

Почему так? Возможно, все дело в разнице воспитания. Это мальчикам надо расти мужчинами, учиться воспитывать в себе силу духа, не плакать и вообще не вести себя "как девчонка". Даже в драке некоторые девочки могут позволить себе многое: кричать, бить со всего маха, царапать ногтями, кусаться. И если такая девочка напала на мальчика, тот, скорее всего, будет вынужден терпеть.

Механизмы женского абьюза вообще удивительно напоминают защитные приспособления, которые предназначены для спасения от хищников. Я не знаю, насколько некоторые юные абьюзерши укрепляются в осознании, что можно и нужно на кого-то нападать. Но шипы, выброс токсичных веществ, коллективные нападения - это всё механизмы защиты.

Что такое оскорбления? Это злые эмоции, выраженные через словесную форму. Проклятия - это попытка нанести противнику самый ядовитый удар. Это не предупреждающие вопли, как у диких кошек. Это - имитация нанесения урона. Поэтому я бы сравнила с выбросом яда.

Если хищник почувствует неприятный вкус, как только схватит добычу, он с большей вероятностью её выплюнет. Ругающий грязными словечками обычно вызывает неприятные ощущения. И, скорее всего, абьюзерша, которая использует грязь, понимает, что вызывает отвращение. Едва ли можно представить скунса, который бегает за жертвой или жабовидную ящерицу, стреляющую кровью из глаз.

В социальном мире ощущения от ругательств те же, что и у хищников - вырабатывается отвращение и желание обходить стороной. Это даёт возможность предположить, что оскорбляющий нападает из позиции жертвы. Да я это и по себе как бы знаю, что это букет эмоций: беспомощность, обида, ярость... И желание отвратить. И себя, и другого.

Теперь я перейду к психологической зарисовке на примере Грязной Грэмью - персонажем моей истории ужасов.

Психологический портрет инфантильной абьюзерши


В одной далекой стране живёт одна женщина по имени Грэмью. Грэмью около сорока лет, но всю свою жизнь она потратила лишь на рисование безобразных портретов людей, которых она ненавидит. Она ютится в крошечной комнатке, мечтает выиграть миллион евро и изнывает от смертельной тоски и ненависти. Иногда раздражающая злость становится совсем невыносимой и Грэмью начинает проклинать своих врагов.


Глядя на ужасающее уродство своих работ, Грэмью всякий раз испытывает смешанные чувства. Поначалу это радость облегчения и превосходства. Но затем она вновь наполняется энергией злости, той самой, которую она выплеснула и наслоила на свои рисунки. Ярость серо-красной эктоплазмой вновь наслаивается на дьявольские изображения...


Надевая обличье покойной черной ведьмы, Грэмью выходит в виртуальное пространство и начинает блуждать, заглядывая на чужие странички. Не имея возможности видеть, что происходит на закрытых страницах, она поглядывает на время, когда ненавистные ей люди последний раз заходили в сеть.


Временами она нападает. Имя покойной, чье она использует, это что-то вроде устрашающей маски, в которой абьюзерша чувствует себя под защитой. Обычно она использует чужие имена, чужие фото. Но особое удовольствие она испытывает, используя имена и фото жертв, совершая за них неприглядные поступки. А если найдутся чьи-то уши, готовые смаковать чужую грязь, Грэмью будет особенно счастлива.


Однажды ей повезло найти пару групп, админы которых не сразу поняли, что происходит. Взрослому сознанию порой трудно понять обиженного ребенка. А если призрак травмированного малыша скрывается в теле другого взрослого, то его и вовсе не видно. Видно только следы эктоплазмы и то через ультрафиолет психологического сканера... Крошечный озлобленный тролль приходил оставлять свой след в виде грязного портрета врага и описания собственных мук. Без устали жаловаться и пытаться вызывать жалость...


Пожалуй, это единственная форма манипуляции, доступная инфантильному сознанию. И это работает. Работает на инстинктах помощи более слабому. Работает на информационных пробелах. Слушая историю с жутким описанием, мы невольно начинаем испытывать антипатию к «безобразным». Сюжет фильма «Охота» (2012) прекрасно раскрывает проблему, как может пострадать взрослый от инфантильного абьюза. Во тьме неведения это работает на наших собственных предрассудках, привычке давать шаблонные оценки.


И повзрослевшие инфантилы обычно используют более коварное оружие. Они сами привыкли самоутверждаться на фоне рисования грязных портретов, поэтому они знают эту тайную кнопку удовольствия. Рассказывая грязные истории, глумясь над жертвой, вылепливая унизительный образ, они предлагают своему слушателю дозу эндорфина – ощутить свое моральное превосходство над воображаемым образом жертвы.

В отдельных случаях может сработать даже животный инстинкт, что жертва обладает признаками чего-то «дурного», а значит надо держаться подальше. Хотя на самом деле образ обладает признаками душевного гноя самого жалобщика – признаками болезни. И держаться надо подальше как раз от носителя заболевания.


Обычно так и поступают те, кто понял. Одна из пострадавших так и сказала:
«Я не психиатр, этим случаем должны заниматься специалисты» А что мы действительно можем сделать? По сути, жертвы – заложники обиженного ребёнка. Мишени, как крошечные зверьки, на долю которых выпала участь случайно попасть в прицел абьюзерши. Что мы сделаем, если на улице на нас или на кого-то нападет разгневанный малыш, который будет кидаться комьями грязи? Наверняка мы подумаем что-то вроде. «Это не наш ребенок, а следовательно, почему мы должны нести ответственность за то, что его плохо воспитали?»


Самое ужасное в том, что эта «малышка», обладающая комплекцией довольно крупной и мощной, мышечной бабы, действительно способна напасть. У инфантильного сознания нет ответственности за чужую боль, поэтому нанося урон, она не испытывает ни раскаяния, ни чувства меры. Для неё это «адреналин», как в детстве. Дразниться, пинаться, запугивать, выводить взрослых. Чувство безнаказанности её пьянит и заставляет творить беспредел. Порой она начинает дико, безудержно хохотать, как безумная.


Не имея возможности подобраться к жертве, чтобы навредить физически, Грэмью истязает морально. В истории её абьюза были даже эпизоды с расклеиванием листовок с клеветой. Опорочить. Всё удовольствие сводится к тому, что жертва должна испытывать бессилие и типа какие-то муки позора за образ, который вылепила Грэмью. И это работает, потому что возникающее тяжелое чувство ни что иное, как действие гормонов, сигналящих об опасности. Однако если найти силы выйти за пределы личного ракурса, то это так по-детски...


Да-да, я не просто так обращалась к образу гоблинши. Жуткого, огромного и очень злого существа. Как я уже и упоминала, Грэмью – это «обида» на исландском языке. Я хочу подчеркнуть уродство этого чувства. Я работаю не с личностью абьюзера, я работаю с моделью на основе отслеженных реакций. Гоблинша – это монстр, это видение проблемы глазами жертвы. Но на самом деле, Гоблинша – это заколдованная малышка... И это уже видение глазами познающего проблему. Внутренним взором человека, способного оценивать проблему неокортексом.


За мышечной массой, за уголовным жаргоном, угрозами, невероятной жестокостью очень трудно заметить «малышку». Но суслик есть.
Признаюсь, мысль об инфантильном типе мне пришла не сразу. В этом мне помог один из наблюдавших за ситуацией. Он обратил внимание на кукол в комнате абьзерши, затем скинул фото, на котором я заметила инфантильность в выборе одежды. Затем я вспомнила, как она мечтала получить старую игрушку, которая была похожа на ту, что была у неё в детстве.


Но для чего? Чтобы предмет помогал погрузиться в прошлое? В детство, в зону психологического комфорта. Внезапно меня озарило: стиль её комнаты – это детская. Это не бросается сразу в глаза, как если бы над дизайном поработала творческая личность. Поэтому и сложно понять. Ребенок вряд ли будет заниматься дизайном своей детской, обычно это решают за него взрослые. Ребенок будет тащить игрушки, дорогие ему предметы и стиль будет иметь второстепенное значение. Ребенок с радостью возьмет заботы об аквариуме с рыбками, о кошках, ведь питомцы это - фауна его крошечной планеты.


Желание получить какую-то старую вещицу может говорить и о склонности к залипанию. Что она обычно и делает. По идее, экологичное избавление от обиды – это один раз выместить злость на Куклу Вуду и затем её сжечь. Сжигается, разумеется, не обидчик, а «обида» – отношение к поступку. Но если после ритуала куклу повесить на стенку, она будет хранить все негативные эмоции.


Ребенок не понимает мышления взрослых. Ударив раз, не заметив, что обидчик страдает, он будет пинать до тех пор, пока не увидит признаки страдания. Инфантил мнит себя карателем. Ведь ему больно. И он жаждет, чтобы его жертва испытала те же муки, а лучше в разы сильнее...

Инфантил-абьюзер оправдывает свои поступки мщением, что он не со зла. Поэтому не испытывает вины за причиненный ущерб – психологически он не способен нести ответственность. Он лишь всей душой жаждет увидеть признаки боли, которые ему знакомы: слёзы жертвы, муки боли, стыд, униженность.


Для ребенка – это единственный способ контроля над окружающими. Выбивать из зоны комфорта, требуя обратить на него внимание. Сочинять выдумки на врагов, чтобы испортить к ним отношение других. И действительно, «не со зла», потому что он же ребенок, а те люди они просто «плохие».

В мире инфантила есть ЖАЛОСТЬ и есть те, кому можно жаловаться. Излюбленным приёмом инфантила будут истории, в которых он обижен, и его надо поЖАЛеть. В то же время, заботу о себе инфантил примет как должное, потому что он же ребенок. Он не понимает, что такое благодарность.


Благодарность – это понятие, которое приходит только к людям, которые вышли за пределы скорлупы детского эгоизма. Обычно это происходит в очень раннем возрасте. Я помню, ко мне это осознание пришло где-то между 3 и 5 годами, когда я впервые осознала, что нужно не только принимать любовь матери, но и любить в ответ. Это было открытием, которое я запомнила, потому что оно изменило мое восприятие. До этого я воспринимала заботу как должное. Я есть, обо мне заботятся, значит так должно быть. И то чувство, которое ко мне пришло, это и было осознание БЛАГО ДАРности. Мне дарят благо и я тоже хочу дарить в ответ.


Люди, которые пробили первую скорлупу, разобьют и следующую. Это то, что называется эмпатией, пониманием, что не только мама, но и другие люди – это такие же люди. Что если кто-то сделал добро, будет приятно не только получить дар, но и сделать в ответ. Инфантил тоже, конечно, может дарить подарки, но разница будет в степени проявленной заботы о ближнем.

Заботясь о другом с позиции взрослого, мы пытаемся понять, что ему может быть полезно. Инфантил будет думать исключительно о том, что полезно ему. Да и что может подарить ребенок от души? Себя, как объект заботы. Что-то связанное с собой. Рисунок маме: посмотри, как я нарисовал. Если малыш побывал в каком-то интересном месте, он с радостью подарит маме сувенир-напоминание о том, как ему было хорошо. Ну и наконец, всякие милые безделушки, игрушки – ведь взрослому будет приятно, а взамен он подарит что-то полезное.

В истории одной из жертв Грэмью фигурировали таблетки. Грэмью посчитала, что если купит таблетки, то сможет сделать приятно. В итоге покупка подарка была сделана без понимания ситуации: её не просили. А на отказ принять Грэмью отреагировала свирепой обидой.

Какой вывод напрашивается? Что подарок выбирался по детским соображениям: о, это что-то взрослое, дорогое, а значит я смогу показать свою значимость. То есть, как бы в темноту неизвестности. Это взрослый без просьбы не побежит в аптеку. И даже если попросили, изучит вопрос. А инфантил: «нате вам с кисточкой!»


Понимание пользы ближнему связано и с пониманием ущерба. Насколько мы понимаем степень приносимой пользы, настолько же мы способны оценивать наносимый ущерб. Умение рационально взвешивать и будет лежать в основе принципа справедливости.

Не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили.
Золотое правило нравственности


Грэмью оправдывает свои поступки тем, что якобы мстит. На самом деле, она занимается этим давно и везде похожий сценарий. Это наводит на мысль, что отыгрывается сама ситуация. Униженный будет пытаться унизить, потому что это пытка, которую ему пришлось пережить. Удовольствие при этой пытке получает тот самый малыш. У человека без травмы, связанной с переживанием стыда, не будет маниакальной потребности в таком кайфе.


Известно, что в детстве Грэмью пять дней в неделю проводила в интернате и только на выходные возвращалась домой. И это даёт основания предположить, что там она могла подвергнуться каким-то мучениям. Скорее всего, это было переживание стыда и позора. И говоря, что она мстит, Грэмью не лжёт. Она действительно мстит, переложив вину со старых обидчиков на всякого, кто как-то заденет её интересы. Особенно, если проявит сочувствие к какой-нибудь из жертв.


Кроме страха человек с психологией жертвы чувствует обиду и унижение. Старые обиды сжались в какой-то пусковой механизм. В концентрат негативных эмоций. Как только программа срабатывает, Грэмью испытывает горький осадок обид и унижений. Осадок моментально переходит в ярость, которая заглушает боль. Мозг вообще так устроен, что какие-то травматические события из прошлого могут быть далеко спрятаны.

Инфантильная личность - это

В заключение добавлю несколько выдержек из публикаций психологов на эту тему:

Инфантильную личность отличают незрелость чувств («детские» реакции, отсутствие воли, неуверенность), внешний локус контроля (во всем виноваты другие люди), завышенная самооценка, нетребовательность к себе (на фоне взыскательности в отношении общества) и эгоцентризм, отмечают Сабельникова и Хмелева. «Инфантильная личность стремится уйти от необходимости адекватно оценивать объективную социальную реальность»

Внешний локус контроля (!). Если ряд признаков, таких как отсутствие силы воли, неуверенность довольно трудно распознать, как и многие «детские» реакции (всё это присуще каждому человеку), то ярко выраженный внешний локус контроля может быть маячком.


«Взрослые» взрослые умеют усмирять лимбический мозг и следовать тому, что говорит неокортекс. В то же время инфантилы зачастую просто подчиняются лимбической системе и даже не делают попыток справиться с ее порывами.

То есть, можно сказать, живут по законам животного мира. И легко играют в игры без правил, следуя девизу «на войне все средства хороши». Животное сознание заботится лишь о том, что обеспечивает ему выживание.

Признак, по которому можно безошибочно определить мотивы инфантила:

Инфантильные мужчины и женщины стремятся к легкой жизни, в которой нет серьезных забот и проблем – как в детстве

Легкой жизни мы все хотим и я тому не исключение. Но не все ищут
«мамочку» или «папочку», если не авторитетную фигуру, то того, кто будет заботиться или обеспечит хотя бы даже на короткий момент.

Но почему так происходит? Почему одни люди вырастают в людей, способных оценивать и принимать ответственность, а другие нет?


Если внутренний диалог с собой будет замещен внешними наставлениями, человек перестанет понимать себя и свои потребности.

Негативно влияет полное игнорирование мнения и чувств маленького человека, принятие за него всех решений (что надевать, во что играть и что делать), попытка воплотить в ребенке то, что не получилось у самого родителя.

Известно, что мать Грэмью очень хотела, чтобы дочь получила высшее образование, то, чего не было у неё самой и ей пришлось работать на тяжелой работе. Сведений, которые бы как-то могли характеризовать их отношения, практически нет.

Похоже на то, что Грэмью создали условия, но у неё нет внутреннего навигатора.

Грэмью совершенно не умеет дружить. Под видом заискивающей вежливости, вымышленных привилегий, она сначала втирается в доверие, затем вторгается в личные границы. Она не скрывает, что одиночество её тяготит. Но выбрав намеченный объект, она начнет разрушать всё вокруг этого человека. И не важно, друг это или враг. Она в принципе ненавидит, когда другие счастливы без неё.

Возможно, это

Детский страх быть не любимым родителями. Если ребенка отдают на воспитание бабушке, не объяснив причин, чувство ненужности и брошенности будет преследовать его долгие годы.

В дальнейшем у человека формируются проблемы с самооценкой и он возвращается в состояние никому не нужного, брошенного ребенка.
Есть еще один вариант сценария отношений, когда травмированный человек в отношениях с партнером старается занять все его пространство, все время быть рядом. Психологи называют это нездоровым слиянием, в котором теряется «Я», нет ощущения себя как личности.
Для партнера с травмой покинутости это способ удовлетворить потребность в безопасности. Любые расставания воспринимаются болезненно: поход мужа на рыбалку или его двухдневная командировка может обернуться для жены ночами без сна, слезами, потом гневом и злостью на супруга, а вследствие — депрессией»

Итак, кто же на самом деле Грэмью - хищник или жертва? И поможет ли ответ на этот вопрос найти противоядие от абьюза?

#психология #абьюз #психологическая_безопасность #hatehacking