После отличного выходного дня, я с приятной усталостью прилегла отдохнуть. Подходит ко мне шести летний сын и говорит:"Бедная мамочка, ты только не умирай, пожалуйста". И ушёл сын купаться. Как говорится- сон как рукой сняло. Я как бы и не собиралась умирать, или может я чего-то не знаю. Проанализировав сказанное, я обернулась на прошлые разговоры с сыном. Он не впервые боится моей смерти. Сначала, конечно, переживал за себя, и вообще он собирается жить до 100 лет, и постоянно меня спрашивает:"Что для этого нужно?". Вот уже несколько раз он меня просит не умирать,при том, что о смерти, о моей болезни, мы не разговариваем. Возможно я бы испугалась, если бы не знала, что в этом возрасте такой интерес к смерти это норма. Боязнь смерти не является отклонением, а, напротив, свидетельствует о нормальном развитии психики ребенка. Этот страх малышу предстоит осознать и пережить. Если же он не перерабатывается, а загоняется внутрь сознания, то мучает ребенка долгие годы, соединяясь с другими фобиями и мешая полноценному общению.
В пятилетнем возрасте для крохи становится потребностью ощущать себя. Боязнь утратить это состояние трансформируется в страх смерти. Именно поэтому многие дети боятся засыпать, а также видеть страшные сны. Во сне утрачивается самоощущение, что чем-то напоминает смерть. Завтрашний день для ребенка оказывается за горизонтом реальности.
Затем следует страх потери близкого человека, в моем случае это страх моей смерти, возможно ребёнок больше привязан ко мне. Конечно, я не строю воздушные замки, говорю, как есть, что все мы когда-нибудь умрём, и жить и радоваться нужно сейчас. Нужно говорить, что смерть, это естественный ход вещей и времени,а вот как мы проживём, зависит от нас. Я вот не помню, чтобы у меня был этот страх и мама говорит, что мы не волновались этим вопросом.
Чуть позже (лет в шесть) мальчикам и девочкам иногда снится собственная смерть — во сне их съедает лев или крокодил, пресловутая Баба Яга хочет схватить и поджарить в своей печке.Часто мой ребёнок делится такими снами. Сегодня рассказал, что его съел динозавр и ему этот сон не приятен.Я рядом, обняла и прижала к себе, и все плохое куда-то улетучилось. Я знаю, ему в этот момент очень хорошо и спокойно, как мне когда-то, в детстве. И однажды он будет вспоминать те беззаботные дни, когда динозавры казались самым страшным, что может быть...