Найти тему

Ода ошибкам

У родителей мои ошибки скорее вызывали недоумение и удивление. «Как, ошибка? У тебя? Странно. Расскажи.» И не обвинительно, а спокойно, с любопытством. И, может быть поэтому мне и самой было странно и любопытно. А когда странно и любопытно, то ты не выпадаешь в осадок, не рыдаешь, не рвешь на себе волосы, а хочешь понять, как это получилось. Что такое произошло, чтобы ожидаемое, маячившее впереди нечто – успех, признание, хорошая оценка – осталось в мечтах и в действительно хороший результат не вылилось.

И если в детстве мне казалось, что речь тут исключительно о любопытстве – видимо так я считывала реакцию родителей. То впоследствии выяснилось, что кроме праздного любопытства ошибки приносят нам массу пользы.

Ведь ошибка - это как лакмусовая бумажка. Не в химическом смысле, конечно. А в смысле проверки на реальность, определения истины. Ты был уверен, что ты уже выиграл. Но тут ошибка, которая заставляет остановиться и подумать. Что произошло? В чем причина? Излишнее волнение и потеря внимания? Или слепая зона, незамеченная ранее? Что-то помешало быть продуктивным? Если пробел в знании – тогда ошибка это просто подарок! Исправил и углубил свои знания, расширил горизонты, стал круче. Или тут дело в отношении к своим способностям, и оно далеко от реальности? Откуда оно? На чем базируется завышенная самооценка? На родительских иногда не вполне адекватных и не на чем не основанных «ты молодец, самый умный, у тебя все получится (просто так)»? Или «будешь много заниматься – будешь самым умным!». Такое выражение любви похвально – каждый родитель хочет для ребенка лучшего. Но если это не совсем правда?  А главное, чем больше занимаешься, тем больше знаний – да, это так. Но и ошибок может быть много и сомнений – и это нормально. И разве не самый умный ребенок не нужен родителям? Разве это так важно - быть самым умным? Не лучше ли просто научить не бояться ошибок и убедить, что ошибки никак не повлияют на любовь родителей к ребенку?

Ошибок не будет, если ничего не делать – да, это так. Но это же скучно – совсем ничего не делать. Но страх ошибок может привести именно к этому. Родители жалуются иногда, что подросток ленивый, ничего не делает, ничего не хочет. И часто за этим стоит именно страх ошибок. Неправильное отношение к ним. Если бы ребенок радовался своим ошибкам, как подарку судьбы, как игре, неужели бы он стал тупо лежать на диване, когда вокруг столько интересного! «Ага, кто-то нашел у меня ошибку! Ну-ка посмотрим, что я еще не знал! Вот он – недостающий пазл! Посмотрим – посмотрим…» и все.

И как было бы хорошо, если бы в школе работы над ошибками не подавались бы как наказание для нерадивых невнимательных учеников, вызывающие чувства стыда перед учителем и теми, что справился на этот раз без ошибок, а, напротив, как интересная возможность еще раз проверить себя и укрепить свои силы.

Ошибка как будто выводить человека на чистую воду, показывает, какой он на самом деле на данный момент, сталкивает с реальным положением дел. «Я – реальный» и теперь я знаю, от чего мне можно отталкиваться и в каком направлении делать следующий шаг в своем развитии. Это ведь гораздо надежнее, чем представлять из себя одно, думать про себя другое, видеть картинки своей жизни, совершенно не относящиеся к твоей реальности и идти в этом случае непонятно куда.

Ошибка – это не то, чего нужно стыдиться и прятать тому человеку, который любит и ценит себя. Потому что за ней скрывается очень много информации, и пускать тему ошибок на самотек – и есть самая большая ошибка, которая, кстати, тоже требует отдельного внимания.

Недаром З. Фрейд подробно исследовал эту тему и описал в своей работе «Психопатология обыденной жизни» (1901). Рекомендую работу всем, кто относится к ошибкам поверхностно и несерьезно и многое теряет.

И еще раз:

Ошибка – это нее провал. Это маячок, знак, что тут нужно остановиться и задуматься. И не на тему: «О, боже, что с тобой (со мной) не так!?». А на тему: «Интересно, как это могло произойти и что за этим стоит». Тогда вы с каждым днем будете расти над собой.

Кажется это все так просто и лежит на поверхности, но тогда почему так много людей, которые панически боятся ошибаться?

А я продолжаю размышлять на тему прокрастинации в Дневнике Прокрастинатора!