Будет ли на политической карте пост-путинской России место для сил коммунистической ориентации?
Понятно, что КПРФ с замшелыми зюгановыми исчезнет примерно как КПУ с симоненками. Но идеи социальной справедливости не для того веками влекли людей, чтобы исчезнуть с допотопными конструкциями, непонятно на каком основании их узурпировавшими.
После периода цезаризма, общественное настроение сильно качнется в сторону, противоположную любым попыткам государства контролировать общество, и, обжегшись на молоке еще долго будет дуть на воду. Поэтому для левых идей, имеющих за спиной бэкграунд советского авторитаризма, настанут непростые времена.
Выручить здесь может возвращение к первоначальному марксизму. Очищенному, естественно, от всех авторитарных аспектов. Да, собственно, в первоначальном марксизме их практически и нет, а те что есть являются следствием воздействия эпохи. Всё-таки два века назад многое воспринималось иначе.
То, что человечество развивается по пути всё большей эмансипации человека, освобождении его от уз политической, экономической, сословной, религиозной и других зависимостей – уже давно никем не оспаривается. Являются ли левые идеи и марксизм в частности препятствием для этого движения или же наоборот, предоставляют возможности его ускорения?
Для ответа на этот вопрос обратимся к самым истокам. К «Манифесту коммунистической партии» за авторством собственно Маркса и Энгельса, 1848 года написания.
Итак, современное общество марксизм понимает как классовое и делит на пролетариат – вообще всех, кто лишен частной собственности и на капиталистов – её обладателей.
Именно от этой собственности и предлагается освободиться:
«Отличительной чертой коммунизма является не отмена собственности вообще, а отмена буржуазной собственности.
Мы вовсе не намерены уничтожить это личное присвоение продуктов труда, служащих непосредственно для воспроизводства жизни, присвоение, не оставляющее никакого избытка, который мог бы создать власть над чужим трудом.
Вы приходите в ужас от того, что мы хотим уничтожить частную собственность. Но в вашем нынешнем обществе частная собственность уничтожена для девяти десятых его членов; она существует именно благодаря тому, что не существует для девяти десятых»
«Коммунизм ни у кого не отнимает возможности присвоения общественных продуктов, он отнимает лишь возможность посредством этого присвоения порабощать чужой труд»
Как видим, речь идет об увеличении степени свободы основной части общества и это не противоречит общему направлению движения социального прогресса, более того, радикальным образом ускоряет это движение.
Дальше следует еще более радикальное предложение – упразднение института брака (неудачно названное почему-то «общностью жен»):
«Буржуазный брак является в действительности общностью жен. Коммунистам можно было бы сделать упрек разве лишь в том, будто они хотят ввести вместо лицемерно-прикрытой общности жен официальную, открытую. Но ведь само собой разумеется, что с уничтожением нынешних производственных отношений исчезнет и вытекающая из них общность жен, т. е. официальная и неофициальная проституция»
Вот из дня сегодняшнего, когда институт семьи переживает глубочайший кризис, видна дальновидность основателей марксизма. Действительно, не проще ли «подтолкнуть падающего» чем наполнять наши школы поповским духом? Который, по правде, нисколько не помогает.
Отказ от жесткого буржуазного брака, в котором женщина выступает скорее как собственность, чем равноправный партнер – половина дела. Эмансипация женщин – это же тоже достижение левых. Марксизм, как видим, желает пойти дальше – вообще отказаться от нормирования половых отношений.
Мужчина и женщина живут вместе, пока есть такое желание (вот он – гражданский брак, в который в итоге всё и превратится). При рождении ребенка все хлопоты по его выхаживанию и воспитанию берет на себя государство. Родители по желанию могут сами воспитывать своего ребенка, а могут просто следить за его судьбой. Могут и не следить вовсе. Важно, что он их не связывает. Они свободны. И только любовь является тем, что делает законным сожительство мужчины и женщины.
Вот видите – опять свобода. Опять марксизм предлагает избавить людей от внешних ограничений!
По сути дела, марксизм первоначально представлял из себя последовательный и полный либерализм. Свободу во всём и для всех.
«На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех!»
Вот такое возвращение к первоначальному марксизму, своеобразный марксистский салафизм, отказ от всего привнесенного в виде ленинизма, вполне так может оказаться не просто привлекательной и политически перспективной левой доктриной, но, пожалуй, единственно приемлемой в пост-путинской России.