75-90% прироста ВВП индустриально-развитых стран достигается за счет научно-технологической сферы. Из всего объема знаний, приобретенных человечеством, 90% получено за последние 30 лет. 90% общего числа ученых и инженеров, взращенных цивилизацией, проживают в современный период.
В России более 1600 НИИ и свыше 1100 вузов. В научном секторе трудится около 700 тысяч человек, из них примерно половина – исследователи. Около 29% имеют ученую степень, при этом порядка 22% кандидаты наук и 7% - доктора наук.
1. Финансы
Объем внутренних затрат на исследования и разработки составляет порядка 1,1% ВВП. В ведущих странах - около 2% ВВП.
На фундаментальные исследования тратится 0.15% ВВП, ведущие страны тратят на них до 0,5% ВВП.
2. Восстановление целостности
Цикл инноваций описывается формулой: фундаментальные исследования – поисковые – прикладные – внедрение в производство. В советское время единство этой цепи обеспечивало государство. Сегодня оно впрямую отвечает только за первый элемент. Бизнес же берет на себя в лучшем случае прикладные и внедрение. Поисковые исследования, в которых фундаментальная наука преломляется до уровня конкретной техники, финансируются хуже всего.
Где полная цепочка сохранилась («Росатом», оборонный комплекс), там и вся схема работает значительно лучше. И наоборот, где имеет место раздробленность на части (электронная промышленность), там провалы виднее всего.
Сегодня в России около 60-ти главных распорядителей бюджетных средств. Их научная политика плохо скоординирована между собой. Вся картина распределения средств : 41% - Минобрнауки, 5% - фонды, 3% - НИЦ «Курчатовский институт», 1% - РАН, 50% - прочие.
3. Госзадания учреждениям
В учреждениях сегодня создается основной массив научных знаний.
Основной показатель по выполнению госзадания – публикационная активность. Это чисто формальный критерий, который не коррелирован с глубиной научного труда. Кроме того, подсчет до последнего времени шел по базам Scopus и Web of Science. Это организации зарубежные и частные, коммерческие. Нужно отказываться от наукометрии и переходить к институту экспертной оценки результатов научного труда.
4. Оборудование
Сегодня конкурентоспособного оборудования остро не хватает. Что-то устарело, что-то под санкциями. В указе Президента России от 7 мая 2018 года к 2024 году предполагается обновить не менее 50% приборной базы ведущих организаций.
5.Кадры
В 90-е годы кадровый потенциал в науке существенно сократился, ученых теперь в 2-2,5 раза меньше по сравнению с тем периодом. В европейских странах, Японии и США, например, на 10 тысяч занятых приходится 90-100 ученых, в России – менее половины от этого количества.
Минимум ученых сегодня в возрастной категории 50-60 лет. Больше их в категориях до 50 лет и старше 60-ти. Необходим приток молодежи, потому что наиболее квалифицированный «золотой запас» научных кадров, получивший прекрасное образование в советское время, должен передать ей накопленный опыт.
6.Привлечение бизнеса к финансированию науки
В ведущих странах пропорция между государственным и частным финансированием науки – 1/3 и 2/3 в пользу частного. В России наоборот.
За последние годы и десятилетия создан цветастый букет разного рода институтов развития, но где результаты ?
7. Стратегическое планирование
Почему так востребованы были новые производства и технологии в период упомянутого выше плана ГОЭЛРО? Потому что все было выстроено в рамках единой концепции. Система прогнозируемости заказов рождает спрос на технику и технологии.
Российская академия наук. Из открытых источников