28 марта исполняется 155 лет со дня рождения Максима Горького, сыгравшего огромную роль в становлении русской литературы ХХ века. Его творческая природа была необычайно многогранна, он пробовал себя в различных областях литературы – прозе, поэзии, драматургии, публицистике, журналистике – и в каждой из них был неповторим и самобытен. Горький отдал дань не только разным жанрам, но и разным творческим направлениям, начиная с романтизма, модернизма, революционных мотивов и заканчивая соцреализмом.
Он занимался не только сочинительством, но и издательской деятельностью. В течение почти двадцати лет Горький возглавлял три крупных издательства – «Знание», «Парус» и «Всемирная литература», где публиковались произведения многих начинающих авторов. Он придавал очень большое значение поддержке, воспитанию и развитию молодых талантливых писателей, к которым в начале 1920-х годов относился и Константин Федин. Их первая встреча состоялась в феврале 1920 года и «факт этого знакомства с Горьким сделался громадным событием» в жизни начинающего прозаика, положив «начало сердечному общению», длившемуся до смерти Горького в 1936 году. Об огромной роли Горького в формировании зарождавшейся новой литературы, его участии в писательских судьбах Федин позже рассказал в книге воспоминаний «Горький среди нас». Под словом «нас» подразумевались участники литературной группы «Серапионовы братья», куда по совету мэтра вошел и Константин Федин. В этой книге дан образ Горького – собирателя и требовательного наставника талантливой литературной молодежи, который учил их без тени «учительства».
Прожив много лет за границей и приобретя мировую известность, Горький имел возможность общаться со многими выдающимися зарубежными писателями. Среди них был Ромен Роллан. При посредничестве Горького с ним познакомился и Константин Федин в начале тридцатых годов.
В этот же период Горький выступил с инициативой создания Союза писателей СССР. Он стал и первым председателем этого союза. В подготовке Первого Всесоюзного съезда писателей СССР активное участие принимал и Федин. Он многому учился у Алексея Максимовича в организаторской работе, понимая, что для каждого писателя важно решение не только его творческих, но и бытовых проблем. Поэтому, будучи в конце тридцатых годов председателем правления Литфонда, он обеспечивал писателей жильём, лечением, финансировал творческий отпуск или командировки. По силе возможностей помогал Константин Александрович и тем писателям, которые оказывались в опале, хотя это иногда было чрезвычайно трудно.
Роль Максима Горького в становлении русской литературы советского периода переоценить невозможно. Он был непререкаемым авторитетом для начинающих авторов послереволюционного поколения. Сам Горький – это уникальное явление на литературном небосклоне. Он был самым издаваемым писателем в СССР, его книги выходили миллионными тиражами. Многие произведения были инсценированы и экранизированы. И, несмотря на слом советского строя, они востребованы до сих пор. Его наследие изучено досконально не только у нас в стране, но и за рубежом. Однако и поныне не утихают споры о сути его творчества, о самой личности писателя. Думается, что решение этих задач предстоит уже новым поколениям исследователей.