ВОПРОС ДНЯ
Закупаются работы по модернизации системы видеонаблюдения. Этот вид работ напрямую не упоминается ни в одной из позиций приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571. Действительно ли эти работы не требуют предъявления никаких дополнительных требований к участникам закупки?
ОТВЕТ
Чтобы определить, попадают ли закупаемые работы под действие постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 (далее — ПП РФ № 2571), необходимо точно знать, какие именно работы планируются к закупке. Если «модернизация системы видеонаблюдения» сродни техническому обслуживанию такой системы, это одна ситуация; если же состав работ скорее можно охарактеризовать как «монтаж системы видеонаблюдения», то это другая ситуация. Рассмотрим каждый из этих случаев по порядку.
I. По вопросу о необходимости установления дополнительных требований к участникам закупки, предметом которой является ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ, в правоприменительной практике нет единства мнений.
Позиция 1: система видеонаблюдения — одна из инженерно-технических систем здания, закупка работ по техническому обслуживанию таких систем должна сопровождаться дополнительными требованиями к участникам, предусмотренными поз. 14 приложения к ПП РФ № 2571 («услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений»).
Примером такой позиции может служить решение Московского УФАС России от 25.05.2022 по делу № 077/06/106-7750/2022 (изв. № 0373500001322000015), где контрольный орган привел следующую аргументацию:
«В соответствии с ч. 8 ст. 55.24 ГрК РФ техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Согласно п. 21 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» система инженерно-технического обеспечения — это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
Согласно техническому заданию при оказании услуг исполнитель по контракту будет осуществлять техническое обслуживание и ремонт установленной на объектах заказчика системы видеонаблюдения, являющейся составной частью системы охраны и безопасности зданий.
Таким образом, предмет закупочной процедуры в понятии ГрК РФ включен в приложение к ПП РФ № 2571. Поскольку НМЦК превышает 1 млн руб., заказчику надлежало установить дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с поз. 14 приложения к ПП РФ № 2571».
В решении от 28.03.2022 по делу № 077/06/106-4644/2022 (изв. № 0373200063122000174) комиссия Московского УФАС России также отвергла довод заказчика о том, что видеонаблюдение является самостоятельной системой и не относится к инженерным системам здания. Правомерность установления дополнительных требований в соответствии с поз. 14 приложения к ПП РФ № 2571 подтверждается и решением Ростовского УФАС России от 01.04.2022 № 061/06/42-403/2022 (изв. № 0858400000122000017).
При этом в процессе рассмотрения заявок участников закупки стоит помнить о том, что контракт на МОНТАЖ системы видеонаблюдения не может подтверждать наличие у участника закупки опыта по ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, который необходим в силу поз. 14 приложения к ПП РФ № 2571 (см. решение Ленинградского УФАС России от 29.03.2022 № 047/06/48-671/2022 (изв. № 0145300005222000031).
Позиция 2: услуги по техническому обслуживанию системы видеонаблюдения не требуют установления каких-либо дополнительных требований к участникам, т. к. они не названы в приложении к ПП РФ № 2571.
Примером такой позиции может служить решение Ставропольского УФАС России отт 29.04.2022 по делу № 026/06/42-770/2022 (изв. № 0103100010522000026):
«В соответствии с поз. 14 приложения к ПП РФ № 2571 дополнительные требования устанавливаются к участникам закупки на оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений. Согласно техническому заданию в рамках исполнения контракта, заключаемого по результатам проведения обжалуемой закупки, предполагается оказание услуг по техническому обслуживанию систем наружного и внутреннего видеонаблюдения.
Таким образом, услуги, предусмотренные поз. 14 приложения к ПП РФ № 2571, не являются объектом рассматриваемой закупки, в связи с чем у заказчика не возникает обязанности устанавливать дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с ПП РФ № 2571».
II. Если предметом закупки является МОНТАЖ системы видеонаблюдения, то никакие дополнительные требования к участникам такой закупки не устанавливаются. Правоприменительная практика в этом вопросе едина.
Так, в решении Тульского УФАС России от 22.06.2022 по делу № 071/06/106-500/2022 (изв. № 0366200035622002980) было признано незаконным установление дополнительных требований к участникам такой закупки по поз. 15 приложения к ПП РФ № 2571 («текущий ремонт зданий, сооружений»). Контрольный орган сослался на попд. «в» п. 8 приказа Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр «Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации», согласно которому при определении сметной стоимости применяются следующие территориальные единичные расценки и их составляющие:
• территориальные единичные расценки на строительные работы (ТЕР);
• территориальные единичные расценки на ремонтно-строительные работы (ТЕРр);
• территориальные единичные расценки на монтаж оборудования (ТЕРм);
• территориальные единичные расценки на капитальный ремонт оборудования (ТЕРмр);
• территориальные единичные расценки на пусконаладочные работы (ТЕРп);
• территориальные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве (ТССЦ);
• территориальные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (ТСЭМ);
• территориальные цены на перевозку грузов для строительства (ТССЦпг).
Контрольный орган установил, что в локальной смете на монтаж системы охранного видеонаблюдения в качестве сметных расценок по выполнению работ используются исключительно ТЕРм и ТЕРп. Каких-либо видов работ, подразумевающих под собой выполнение текущего ремонта здания, смета не содержала. Не было указаний на проведение работ по текущему ремонту и в рабочей документации, которую представил заказчик. Следовательно, правовые основания для установления дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с поз. 15 приложения к ПП РФ № 2571 у заказчика отсутствовали.
Аналогичные выводы были сделаны в решении Ульяновского УФАС России от 28.06.2022 по делу № 073/06/106-349/2022 (изв, № 0168500000622002371).
Тем более контрольные органы не усматривают оснований приравнивать работы по монтажу системы видеонаблюдения к работам по капитальному ремонту объекта капитального строительства и устанавливать дополнительные требования, предусмотренные поз. 10 приложения к ПП РФ № 2571 (см. решение Приморского УФАС России от 21.02.2022 № 025/06/64-165/2022, изв. № 0820500000822000064).
На вопрос отвечали главный редактор журнала ПРОГОСЗАКАЗ.РФ Олег Гурин и эксперт электронной информационной системы ПРОГОСЗАКАЗ.РФ Елена Чернюк.
Закупаются работы по модернизации системы видеонаблюдения.
27 марта 202327 мар 2023
37
6 мин