Философа Диогена уважали и поносили еще при жизни. Родившийся в четвертом веке до нашей эры на побережье Черного моря, в современной Турции, он стал изгнанником в Афинах, а затем в Коринфе. Его жизненный быт был таким же ненормальным для современников, как и его идеи. Диоген никого не учил, не писал трактатов и не участвовал в спорах: он воплощал собой свое видение простоты и отчуждённости, живя в глиняном горшке на рыночной площади.
Гнетущая мораль
Элегантно одетые мужчины и женщины сидят за длинным обеденным столом и ведут вежливую беседу друг с другом. Тема беседы: испражнения. Если присмотреться, то видно, что все гости сидят на унитазах. Иногда кто-то встаёт, чтобы запереться в маленькой кабинке и быстро поесть, чтобы вновь вернуться к своему унитазу. Эта незабываемая сцена из сюрреалистической комедии Луиса Бунюэля «Призрак свободы» (1974).
Режиссер заставляет зрителя задаться вопросом, почему у людей принято есть вместе, тогда как окончание процесса пищеварения обычно происходит максимально изолированно. Сила сцены заключается главным образом в скуке, которую актеры убедительно изображают: буржуазный туалет столь же скучен, как и обед. Культурные нормы, диктующие, что одно приемлемо, а другое нет, настолько безосновательны, что мы можем их менять безо всяких серьезных последствий.
Так вот одним из самых выдающихся и непримиримых борцов с общественными догмами был Диоген из Синопа. В то время, когда нормой было стремление к комфорту и финансовой безопасности, Диоген жил в полном отречении от мира, предпочитая аскетичный образ жизни без роскоши и даже жилища. Помимо самоотречения он пренебрегал социальными нормами, которые касались телесных потребностей, включая мастурбацию и справление нужды на людях. Такое поведение вызывало удивление и возмущение в его обществе.
Авгиевы конюшни
Оратор и философ Дион Златоуст (второй век нашей эры) отождествлял себя с Диогеном из-за его сурового образа жизни и изгнания. Дион также был на время изгнан императором Домицианом из своего родного города Прусы в Вифинии (сегодня Бурса в Турции) и из Рима. В одной из своих речей он рассказывает о жизни Диогена в Коринфе и вкладывает в его уста идеи о страдании и наслаждении. Диоген обращается к аудитории, собравшейся в Коринфе на Истмийские игры, местную версию Олимпийских игр.
Диоген согласно Диону тогда сказал, что столкнуться и преодолеть голод, холод или даже пытки во много раз труднее и похвальнее, чем участвовать в спортивных соревнованиях. Затем он похвалил героя Геракла, безропотно совершившего подвиги по велению царя Эврисфея, легко переносившего зной и холод без одежды, не считая истертой львиной шкуры. Геракл проявил свою смиренность, расчищая гигантскую кучу навоза в конюшне Авгия, считая что борьба с личными амбициями и смирение являются не менее важными качествами, чем погоня за славой. На этом Дион заканчивает. Он говорит, что тогда Диоген присел и сделал «что-то неприличное», а прохожие были шокированы и назвали Диогена сумасшедшим.
Согласно Диону, Диоген публично справил нужду, потому что хотел дать понять, что, как и Геракл, он не честолюбив и не заботится об общественном мнении. Он сделал то, чего все остальные избегали из стыда.
Легенда гласит, что Александр Македонский пришел навестить Диогена, который жил в бочке и практиковал аскетический образ жизни. Александр спросил у Диогена, чем он может помочь ему, на что Диоген ответил: "Отойди, ты загораживаешь мне солнце". Александр был впечатлен ответом и сказал: "Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном".
Образ "присевшего" Диогена появляется двумя веками позже в тексте императора Юлиана, которого также называли «Отступником», потому что тот отошёл от христианской веры и выступал за восстановление традиционных языческих культов в Римской империи. Как и Дион, сам Юлиан не был циником, но очень симпатизировал Диогену. Многие люди прячут то, что является естественной необходимостью, говорил он, в то время как худшие свои стороны проявляют "посреди рынка" - присваивают чужие деньги, клевещут, предъявляют несправедливые обвинения и так далее. Когда Диоген пукает на рыночной площади или справляет нужду или что-то в этом роде, продолжает Юлиан, то этим он критикует человеческое тщеславие. Ведь их открытые преступления и проступки намного хуже того, что делает одиозный философ. Действия Диогена, заключает Юлиан, согласуются с природой, а дурное поведение других — вовсе нет.
Интерпретация истории о Диогене несколько отличается у Диона Златоуста и Юлиана. Для Диона бесстыдство и нарушение общепринятых норм являются ключевыми элементами. Он указывает на то, что Диоген, как и Геракл, целенаправленно отказались от комфорта и доброй репутации. Противоречие между жестким самоограничением (аскетичность) и циничной вседозволенностью (публичные испражнения) Дион разъясняет тем, что для того, чтобы жить без комфорта, нужна не столько физическая сколько духовная сила. Для Диогена это было своего рода испытанием, дабы доказать, что он способен преодолеть жизненные трудности и оставаться при этом независимым.
В свою очередь, Юлиан интерпретирует историю более моралистически. Он считает, что Диоген делает что-то, что считается дурным, но на самом деле таковым не является, чтобы показать в сравнении, что действия других действительно дурны. Юлиан применяет меру добра и зла, соответствующую «природе».
Анекдот из биографии Диогена, рассказывает о том, как другие гости забрасывают его мелкими костями на обеде, как собаке, а Диоген отвечает им тем, что после обеда мочится на них.
Если последовательно следовать линии Диогена, то его подход к физическому выходит далеко за рамки релятивизма Бунюэля, ведь по большому счету все культурные нормы не только взаимозаменяемы, но нам порой было бы даже лучше без них. Животные живут в согласии с природой и при этом, естественно, не подчиняются никаким культурным нормам.