Добрый день, дорогие читатели,
Сегодня рубрика "Женщины и эпохи" будет посвящена одной из самых обсуждаемых и противоречивых женщин мира. Личность Эвы Перон не раз становилась предметом обсуждения в различных книгах, статьях и пабликах в сети и в этом смысле данная публикация станет лишь одной из многих. Эва Перон вдохновляла и продолжает вдохновлять кинорежиссеров, композиторов и постановщиков на создание фильмов и прекрасных мюзиклов. Но чем же так привлекательна эта женщина? В чем ее секрет? Возможно, нынешняя статья станет еще одним поводом задуматься над этими вопросами.
Мария-Эва родилась весной 1919 года в деревушке Лос-Тольдос в провинции Буэнос-Айрос. С самого детства девочка столкнулась с социальным неравенством и стигматизацией, вызванной незаконным происхождением. Ее мать Хуана Ибаргурен, басконка по происхождению, была служанкой в доме зажиточного помещика-фермера Хуана Дуарте, с которым вступила в связь, результатом которой стало пятеро детей. Эва была младшим ребенком.
Несмотря на то, что дон Дуарте официально не признал побочных отпрысков, он позволил семье жить на территории поместья и помогал Хуане материально. Кроме того, до вступления в брак с Хуаном Пероном Эва использовала его фамилию. Ситуация осложнилась после гибели помещика в результате несчастного случая. Вдова Дуарте, конечно же, не собиралась терпеть присутствие второй семьи покойного и Хуана вместе с детьми отправилась искать дешевое жилье в соседнем городке Хунине. Позднее именно этот город стали считать местом рождения Эвы Дуарте де Перон, что обеспечило ему популярность.
Девочка с детства была амбициозной и жизнь в провинции ее угнетало, однако, в двенадцать лет с Эвой произошел несчастный случай, который мог навсегда положить конец ее мечтам о лучшей жизни: Эва случайно опрокинула на себя котел с кипящем оливковым маслом и получила очень сильнейшие ожоги лица и рук. Приглашенный семьей врач резонно опасался, что девочка останется изуродованной на всю жизнь. Но провидение решило иначе и через месяц, на момент снятия повязок, кожа Эвы была абсолютно здоровой без единого рубца и шрама.
В 1934 году Мария-Эва отправилась покорять Буэнос-Айрос. По растиражированной версии к этому шагу девушку подтолкнул скоротечный роман с певцом танго Агустином Магальди, который посетил Хунин с гастролями. Однако, реального подтверждения этой версии нет. Биографы Эвы Перон Мариса Наварро и Николас Фрейзер в книге "Эвита: реальная жизнь Эвы Перон" отмечают, что в тот год никаких гастролей певца в Хунине не было, а если он и был знаком с девушкой, то вряд ли находился с ней в отношениях по причине постоянного прибывания рядом официальной супруги. Кроме того, есть свидетельства, что Хуана Ибаргурен сопровождала дочь в Буэнос-Айрос.
Однако, нельзя отрицать, что мужчины в жизни Эвы в определенной степени играли роль социального лифта, что объяснимо в рассматриваемый период, когда у женщин, особенно в Латинской Америке, фактически не было иных возможностей улучшить свое социальное положение, кроме как обзавестись состоятельным покровителем или, если повезет, супругом. В столице Аргентины девушка работала моделью и актрисой, но первоначально ни в одном из этих направлений не добилась существенных успехов. Актер Кариньо в воспоминаниях о Эве Дуарте отмечает ее бедственное положение во время поисков работы и довольно откровенно намекает на род ее занятий в Буэнос-Айросе:
"Однажды вечером, в середине марта, я встретил её в кафе на углу улицы Сармьенто. Под глазами круги, от всего её тошнило, ноги сплошь расцарапанные, в струпьях и ссадинах. Такая худышка, что смотреть больно. В свои пятнадцать лет она уже изведала самые чёрные стороны жизни. Когда мы прощались, она вдруг расплакалась. Меня тронули слёзы этой упрямой девочки, которая так стойко держалась во всех трудных обстоятельствах. И я повёл её к себе. В тот же вечер я позвонил по телефону Эдмундо Гуибургу, корреспонденту "Критики", которого все мы, актёры, уважали. Я ему описал Эвиту и попросил бога ради найти ей какую-нибудь работу. Я полагал, что он сможет устроить её как помощницу режиссёра, гримершу или помощницу костюмерши"
Кариньо о Эве Перон.
В некоторых свидетельствах можно также встретить упоминания о не слишком привлекательной внешности девушки:
"До того, сколько ни клали ей на лицо краски, за километр было видно, что она совсем заурядная особа. Никак нельзя было научить её изящно садиться, правильно пользоваться столовым прибором, жевать с закрытым ртом. Но когда через год-два я снова её увидел... Что вам сказать? Богиня!"
Актер Роберт Сапаче о Эве Перон.
"Когда я с ней познакомилась, она была брюнеткой, глаза грустные, и смотрела она так, будто прощалась, – не разглядишь, какого они цвета. Нос крупный, толстоватый, и зубы слегка торчащие. Грудь хоть и плоская, но, в общем, фигурка недурная. Она была не из тех женщин, на которых мужчины на улице оглядываются, – симпатична, но не настолько, чтобы кого-то лишить сна. Теперь, когда подумаю о том, как высоко она взлетела, я спрашиваю себя: где научилась так свободно обращаться с властью эта жалкая, хрупкая девочка?"
Актриса Фернанда Арльт о Эве Перон.
Вероятно, именно во время работы в театральной труппе Мария-Эва приобретает имя под которым осталась в памяти народа - Эвита. Есть несколько версий происхождения этого "псевдонима": возможно, это уменьшительно-ласкательная форма имени Эва распространенная в испанском языке ( например, Хуанита) или же, по более романтической версии, производное от слова "еvitar", которое можно произвести как "избегнуть судьбы".
Так или иначе, синьорите Дуарте нельзя отказать в целеустремленности и стремлении к самосовершенствованию. Молодая актриса брала уроки актерского мастерства и работала над собой, что скоро сказалось на уровне ее жизни.
В 1938 году девушка обосновалась в престижном районе Буэнос-Айроса. По некоторым свидетельствам этому способствовала протекция издателя журнала "Синтония" Эмилио Корстулович. Но и этот роман не продлился долго. В следующем 1939 году покровителем девушки становится продюссер Сантьяго Арриета, благодаря которому Эва получила второстепенную роль в фильме "Время отважных". На съемках этого фильма, молодая актриса познакомилась с парикмахером Хулио Алькасаром, с которым затем сотрудничала.
"Когда мы познакомились, она, болезненно-бледная, вызывала не страсть, а сочувствие. И ещё у неё были ужасные тёмные волосы, которые подчёркивали грубые черты её лица. И я стал постепенно осветлять её волосы. Применял всё более сильную краску. Эвита стала совсем другой. Из жалкой потаскушки я создал богиню. Но тогда она этого даже не понимала."
Хулио Алькасар о Эве Перон.
В 1942 году Эвита дебютировала на радио в качестве ведущей цикла передач о великих женщинах в истории.
Но по-настоящему переломным в жизни Эвы стали 1943 и 1944 годы. Именно тогда она встретила главного мужчину своей жизни - полковника Хуана Доминго де Перона.
Сушествуют разные датировки и версии знакомства Хуана Перона и Эвы Дуарте. По основной версии они познакомились в рамках благотворительных акций в поддержку жертв землетрясения в городе Сан-Хуан. Актриса прибыла туда как приглашенная артистка, однако, также говорят, что она сопровождала полковника Анибала Имберта, с которым находилась в отношениях. Имберт, возглавлявший Министерство связи (радио, почта и телеграф), был назначен главным огранизатором по сбору в пользу пострадавших.
Но, возможно, встреча произошла раньше. Полковник Перон в эти годы уже находился на пути к вершинам власти и считался одной из самых одиозных фигур Аргентины. После государственного переворота, осуществленного летом 1943 года Группой объединенных офицеров (включавшей по большей части офицеров среднего звена) полковник занимал различные посты от министра труда до вице-президента, а также разработал собственную программу социальных преобразований в стране. В рамках популяризации этой программы полковник посещал радио "Бергамо", где работала Эва. Возможно, там и произошло их знакомство.
Амбициозность, личные знакомства за пределами Аргентины (в первую очередь с диктаторами оси Рим-Берлин-Токио) и вполне привлекательная внешность снискали Перону популярность среди женщин.
Для него завязавшиеся отношения с пусть и популярной радиоведущей и актрисой Эвой Дуарте были лишь мимолетной интрижкой. Говорят, и это подтвеждается несколькими кинопленками, их встреча была достаточно проникновенной и, можно сказать, романтичной. Якобы впечатленный красотой девушки Хуан Перон прошептал кому-то из приближенных, что Эвита похожа на Мадонну.
Однако в личных дневниках Перона сохранилась пренебрежительная и даже унизительная запись о Эве:
"Прислуга с тщеславием королевы. Агрессивная, нисколько не женственная. Увешанная побрякушками с ног до головы, чтобы вознаградить себя за испытанные унижения. Злопамятная. Бессовестная. Сплошной позор".
Воспоминания Перона о Эве Дуарте в его личных дневниках.
Кроме того, связь полковника с актрисой откровенно раздражала офицерство.
Эва и сама в тот момент, возможно, понимала, шаткость своего положения и стремилась продолжить карьеру актрисы, пусть и при некоторой поддержке нового покровителя.
С окончанием войны в Европе и падением фашистких режимов, положение Перона в Аргентине меняется.
В первых числах октября 1945 года полковник был арестован. Ему грозил не только полный крах в политике, но и длительное лишение свободы. По распростаненной версии на помощь ему пришла Эва, которая своими пламенными популистскими речами по радио заставила жителей столицы выйти на защиту Хуана Перона и возглавила движение Дескамисадос.
"Дескамисадос ( от испанского descamisado - "без рубахи") - уничежительный оскорбительный термин, который аргентинская элита использовала по отношению к бедным слоям общества. "Безрубашечники" были основной опорой Хуана Перона вплоть до 1955 года. Эва Перон фактически стала символом Дескамисадос. Ее называли "Мадонной безрубашечников".
Многие исследователи скептически оценивают возможность Эвиты столь активно влиять на мнение народных масс, подчеркивая, что тот момент она была совершенно далека от политической полемики и малоизвестна в среде рабочих. Популярность же в среде "безрубашечников" она приобрела позже, во многом благодаря "перонистской" пропаганде.
Так или иначе под давлением массовых манифестаций Перон был освобожден 17 октября 1945 года.
Он появился на балконе президентского дворца в Буэнос-Айросе, где выступил с речью. Романтическая версия повествует о том,что Эвита не только присутствовала вместе с Пероном на балконе дворца, но и произнесла вдохновляющую речь. На самом деле молодая женщина как и многие другие аргентинцы слушала выступление Хуана Перона по радио.
Также можно встретить свидетельства, что на следующий день после выступления Перона на балконе дворца автомобиль Эвы подвергся нападению разъяренной толпы студентов. Они разбили стекла, и вытащив молодую женщину из салона, избили ее до бесчувствия. Избиение не закончилось трагедией лишь благодаря вмешавшимся солдатам. Эвиту с тяжелыми травмами доставили в больницу откуда ее забрал Перон, чтобы отвести в свое поместье, где ее выходили. Полученные травмы пагубно сказались на здоровье Эвы. У нее начались частые боли внизу живота, кровотечения, приступы лихродки, а позднее было диагностировано бесплодие.
22 октября 1945 года Хуан Перон узаконил свои отношения с Эвой. Венчание пары состоялось в церкви Ла-Платы. Сеньора Перон официально завершила свою медийную карьеру и стала ближайшей соратницей своего супруга. Со вступлением в должность президента Перон всячески поддерживал возрастающую роль Эвы в политике и стремился сделать ее главным олицетворением и символом своего правления. Эвита удачно совмещала в себе две тенденции: современную эмансипированную женщину и традиционный католический культ Мадонны.
Перонизм в определенной степени представляет собой форму популистского каудильизма ( от испанского caudillo - "вождь"), при которой основной целью становится борьба за политическую независимость страны и формирование "социально справедливой родины". Как и иные формы каудильизма, перонизм предполагает особую роль руководителя - вождя, который обладает единоличной властью и является харизматическим лидером страны. Каудильизм характерная политическая система Латинской Америки.
Выше уже упоминалось, что в качестве социальной базы, общественной опоры, Перон сделал ставку на рабочих и малозащищенные слои населения и Эвита взяла на себя функцию посредницы между президентом и его народом. Она создала уникальный образ, который в глазах населения должен был стать воплощением сказки о Золушке. Эвита уделяла огромное внимание своему имиджу. Она любила меха, украшения и красивые наряды. Во время так называемого "Радужного тура" по Европе, целью которого было международное признание режима Перона и демонстрация процветания Аргентины, сеньора Перон носила наряды от лучших модных и ювелирных домов, среди которых Dior и Cartier.
Внутри страны первая леди активно занималась благотворительностью и провозгласила борьбу с коррупцией. Созданный Эвой Фонд занимался строительством больниц, поликлиник, школ, приютов и временного жилья для рабочих. Благодаря Фонду "Эва Перон" была организована общенациональная культурно-досуговая деятельность для детей и молодежи. Эва предпринимала многочисленные поездки по стране, встречаясь рабочими, детьми, женщинами и т.д. В 1947 году аргентинские женщины получили избирательные права.
Постепенно формируется женское перонисткое движение. Летом 1949 года Эва провела его первую асамблею и официально возглавила женскую перонистскую партию. Об особых отношениях между Эвитой и аргентинцами, а также о ее роли в политике Перона можно судить по титулам, которые она носила: "мост любви между Пероном и народом", "щит Перона", "надежда и страж революции". Простой народ часто называл ее просто "Santa Evita", что можно перевести как "Святая Эвита". Важно отметить, что никаких официальных государственных постов Эва никогда не занимала.
Безусловно, деятельность Фонда и лично первой леди имела положительные результаты, но она вызывала противодействие. Оппозиция неоднократно указывала на отсутствие должного контроля за доходами и расходами Фонда и обличала первую леди в излишней любви к роскоши. Хотя обвинения не были доказаны, они бросали тень на Перона и его супругу.
Тем временем, здоровье Эвиты постепенно ухудшалось. В 1951 году перед новыми президентскими выборами Эва Перон совершила ряд поездок по стране. Хуан Перон старался использовать ее влияние и популярность по максимуму, особенно на фоне ухудшения экономических показателей страны. Он даже вынашивал планы выдвинуть кандидатуру жены на пост вице-президента, но столкнулся с жестким противодействием со стороны армии и отказался от этой идеи.
Поздней осенью 1951 года Эва Дуарте де Перон перенесла гинекологическую операцию, а в июле 1952 года скончалась от рака шейки матки. Ей было всего 33 года.
За месяц до этого во время вступления в должность президента Хуан Перон даровал ей символический титул "Духовного лидера нации". Смерть Эвита стала государственным событием и национальной трагедией. Даже в наши дни она продолжает обрастать скандальными подробностями. Так в 2011 году нейрохирург Дэниел Нидженсон из Йельского университета, ознакомившись с материалами медицинских исследований сеньоры Перон высказал передположение, что Эва могла перенести в 1951 году префронтальную лоботамию с целью облегчения боли и снижения беспокойства в последние месяцы жизни. Эта информация сразу же породила версию о том, что Хуан Перон таким образом постарался "избавиться" от супруги, которая стала гораздо популярнее его и стремилась к власти. Важно отметить, что Эва никогда не противопоставляла себя Перону, а лишь дополняла и и поддерживала его. Однако взаимоотношения президентской четы во время болезни Эвы действительно не были идеальными. Перон отдалился от супруги и проявлял заботу о ней только на людях. Можно встретить информацию о том, что в это время в президентском дворце почти открыто жили женщины, с которыми его связывали романтические отношения.
На похороны Марии-Эвы Дуарте де Перон 27 июля 1952 года пришли три миллиона человек, улицы Буэнос-Айроса утопали в цветах. Не обошлось без кровопролития, так как в результате давки погибли несколько человек.
После прощания Перон распорядился забальзамировать тело супруги. В последствии оно должно было покоиться в мавзолее "Памятник Декамитисадо". Сложную операцию по сохранению тела доверили испанскому врачу Педро Ара. Однако планам Перона не суждено было сбыться.Строительство мавзолея так и не было завершено, а сам он был свергнут в результате военного переворота в 1955 году и бежал из страны.
Труп Эвиты в это время находился в здании Всеобщей конфедерации труда под присмотром Педро Ара. О том, что происходило с телом бывшей первой леди во время переворота известно из документального фильма, снятого режиссером и министром культуры Аргентины Тристаном Бауэром в 1997 году. Прежде всего военные стремились выяснить подлинность тела Эвиты.
"Чтобы выяснить это, они назначили комиссию из известных врачей. Они извлекли образец ткани из ее левого уха для гистологического исследования и отрезали палец для снятия отпечатков".
Тристан Бауэр о идентификации тела Эвы Перон во время военного переворота.
Пришедший к власти Педро Эухению Арамбуру стремился не допустить того, чтобы труп Эвы оказался в руках перонистов, которые могли использовать его как символ политической борьбы. Он приказал тайно захронить тело. Глава военной разведки Карлос де Мури Кениг и его помошник майор Эдуардо Арандиа, которым была поручена эта задача, фактически выкрали труп и перевозили его в разны районы столицы. Примечательно, что последователи Перона вычисляли пути следования и оставляли на маршруте незабудки и свечи. Впоследствии тело подвергалось надругательствам со стороны Карлоса де Мури Кенига. Обрести хотя бы относительный покой Эвите помог Ватикан. При помощи Папского Престола тело было вывезено в Италию и под ложным именем похоронено на территории кладбища Маджоре в Милане.
Там тело оставалось до 1970 года, когда в Аргентине вновь произошел государственный переворот и, под влиянием перонистски настроенной молодежи, новый глава государства генерал Алехандро Лануссе согласился вернуть останки Эвиты на родину. В 1971 году тело было доставлено в дом Хуана Перона в пригороде Мадрида. По неподтвержденной информации жена Хуана Перона Мария Эстела (Исабель) Мартинес проводила магические обряды, чтобы заполучить "харизму Эвиты". Кстати, после того как Хуан Перон вновь занял пост президента Аргентины в 1973 году его молодая супруга добилась больших успехов в политике, заняв пост вице-президента ( а потом и вовсе стала первой женщиной-президентом Аргентины). Многие отмечали, что она копировала стиль Эвиты.
В Аргентину Эва вернулась в 1974 году. После свержения Исабель Перон новые власти передали тело семье Дуарте и оно, наконец, упокоилось в семейном склепе рядом с останками матери и брата.
История Марии-Эвы Дуарте де Перон напоминает приключенческий роман. О ней, как уже упоминалось, написано множество книг, сняты фильмы и сериалы ( один из последних, "Святая Эвита" с Наталией Орейро в главной роли, кроме прочего затрагивает и тему ее смерти). Наравне с Че Геварой Эва стала кумиром латиноамериканской молодежи.
Перед обществом и исследователями эта женщина поставила множество дискуссионных вопросов. Можно ли считать защитницей бедных и их "знаменосицей", ту, что была женой диктатора и шеголяла в роскошных дизайнерских нарядах? Имела ли она право вмешиваться в политику?
Так кто же ты, Санта Эвита? Беспринципная охотница за властью и богатством? Послушная игрушка в руках Хуана Перона? А может быть женщина с огромной силой воли изменившая свою жизнь и стремившаяся изменить жизнь своей страны?
Спасибо, что прочли мою публикацию, надеюсь, вам было интересно. Буду рада новым читателям/подписчикам и комментариям по теме статьи.