Стальное оружие и доспехи, аркебузы и арбалеты, лошади и здоровенные собаки - все это, безусловно, давало конкистадорам преимущество... Впрочем, все было для них не так радужно, потому как лошади были на вес золота (как и некоторые песики), аркебузам требовалось обслуживание и, в идеале, некоторые производственные мощности, чтобы на месте можно было их отремонтировать, изготовить для них порох/пули. Латные доспехи тоже имелись далеко не у всех, на что указывает тот факт, что многие конкистадоры пользовались хлопковыми набивняками местного производства.
Кроме всего прочего - навык и опыт конкистадора понятие весьма переменное - мог то быть и опытный воин, и молодой искатель приключений, ну или вообще каторжник или разорившийся торговец. Показателен случай, когда Кортес изъял для общего дела коня у, судя по всему, небедного, но неопытного всадника.
Централизованную "школу конкистадоров" вообразить трудно, а вот у ацтеков, хоть и было в войске немало полуголых и необученных крестьян, были и те воины, чье качество сомнению не подвергалось.... Потому что готовили их к тому с самого детства!
У мешиков знахарка, беря в руки каждого новорожденного мальчика, говорила ему:
Узнай и пойми, что не здесь твой дом, ибо ты — воин и слуга. Твой долг и обязанность — это война, ты дашь Солнцу (Уицилопочтли) пищу (сердца) и питье (кровь)…Может, ты заслужишь великую награду — смерть от обсидианового ножа.
Война считалась служением богам, несла сакральный смысл. Новорожденному вкладывали в руки стрелу — символ мужества. Мальчиков с самого детства учили сражаться; между 6 или 9 лет они поступали в школу: либо в общую — тельпочкалли (науа telpochcalli — дом юношей), готовившую воинов, либо в кальмекак (науа calmecac — ряд домов; школу более высокого типа для более способных и для знатных), готовившую жрецов, чиновников.
Школы осуществляли целую систему обязательного и массового воспитания и обучения мальчиков - получались преданные своим богам, сильные, жестокие, дисциплинированные и выносливые воины.
Для простолюдина военная служба была единственно возможным социальным лифтом к славе и богатству. Военная служба была тесно связана с религией, потому как они добывали "пищу и питье" для богов, сражаясь.
Наши воины, цвет нашей молодежи, особенно любимы. Наши благородные храбрецы на поле боя превращаются в ягуаров. Наши воины-орлы налетают и крушат, захватывая пленников, чтобы затем накормить ими богов
Каждый мешик, или как более привычно, ацтек мужского пола был готов выступить в качестве воина—тлакочкалькатля, дословно - воина из дома дротиков. Общее их число, согласно источникам, было до 300 тысяч, но разумеется, разом все для несения воинской службы не призывались.
Численность постоянных отрядов воинов-профессионалов (воинов-ягуаров, орлов) определяется источниками в несколько десятков тысяч - по гарнизонам, естественно, а не одним табуном.
Число воинов, идущих в поход, было примерно равно и числу носильщиков с провиантом, водой и др. - так что все испанские победные реляции, по сути, можно сразу делить на два.
Профессиональные воины, упомянутые выше, различались по степени заслуг - у "ягуаров" и "орлов" были старшие и младшие воины. у них были специальные доспехи и шлемы в виде голов орлов и ягуаров.
Кроме них, И было еще одно объединение «Орден Стрелы», его основателем считается Мотекусома II.
Еще некоторые разновидности воинов можно узнать по прическам - отоми; у них были короткие челки, бритые виски, а волосы сзади подвязывались в виде косы.
Вторые — куачики волосы на их бритых головах были в виде гребня ото лба к затылку, и оставлялась одна прядь волос над ухом; эта прядь повязывалась красной лентой. Бритую часть головы раскрашивали в синий и красный цвет.
И те и другие давали клятву никогда не отступать и сражались парами, и если один из двух погибал, то второй должен был сражаться один до победы или своей гибели.
Поговорим теперь немного о снаряжении.
Основной защитой были стеганые хлопчато-бумажные доспехи ичкауипильи, толщиной в 2-3 пальца. В целом, не очень экзотично, стеганый доспех он везде стеганый доспех. встречаются поножи, наручи и шлемы, тоже простеганные. Наиболее богатые и знатные щеголяли нагрудными пластинами из серебра или даже золота, что дополнялось причудливыми украшениями из перьев.
У воинов-мешиков были на вооружении: луки (tlauitolli), копьеметалки (atl atl), стрелы (mitl), дротики (tlacochtli), пращи из скрученных хлопчатобумажных нитей, которыми метали округлые обточенные камни-пули ) деревянные копья (tepuztopilli) с обсидиановыми лезвиями-вкладышами, деревянные «мечи» (maquahuitl) с лезвиями-вкладышами из обсидиана, деревянные палицы, щиты (chimalli), медные топоры и др.
Одна из главных целей войн мешиков, помимо расширения своих земель— захват пленных, причем дабы их могли принести в жертву богам - причем не калеченых и не увечных.
Отчасти поэтому среди конкистадоров в бою потери были невысоки (зато если им не счастливилось попасть в плен- то наверняка они жалели, что их не прибили сразу)
Бой у индейцев сводился к тому, что каждый воин старался пленить как можно больше противников, не повредив их, а у конкистадоров — опрокинуть врага и одержать победу, что в понимании индейцев было бесчестно и не благородно.
Кроме всего прочего, воины у них были воспитаны таким образом, что они в любом случае были готовы к смерти - а в бою ли, или на жертвенном камне - неважно (последнее считалось даже более почетно)