Пить, играть в карты и "шестерить" местных первопроходцам в Сибири, судя по всему, надоедало. По этой причине в слоях XVI– XVII вв находят фигурки для игры в шахматы или в подобные настольные игры.
В результате раскопок Алазейского острога в Северо-Восточной Сибири, Мангазейского городища на р. Таз и Березовского городища в Нижнем Приобье были найдены 1035 деревянных и костяных шахматных фигур XVII–XVIII вв. и 16 шахматных досок.
Доски вырезались вручную, равно как и деревянные фигуры, потом вариантов оформления шахмат порядка 80ти. Часть, впрочем, была сделана на станке из кости, судя по тому, что некоторые выполнены в "новгородском" стиле - их уже привозили с собой. Самая "северная" из найденных досок - с полуострова Таймыр, судя по всему, она там осталась после русского зимовья археологи вели раскопки в бухте Макарова - это Пясинский залив Карского моря. Любопытно, обнаружили ее под глинобитной печью - то ли просто спрятали, либо это было какое-то подобие обряда или приметы.
Разнообразие фигур указывает на то, что играли в разные вариации настольных игр. А еще и на то, что у первопроходцев было свое специфическое чувство юмора, потому как найдены четыре фигурки, выполненные в форме мужского достоинства.
Есть даже отдельный "срамной" сет для игры в шашки - противоборствующие фигуры выполнены с разделением на половую принадлежность.
Кроме шахмат, очень азартно рубились первопроходцы в "зернь", то есть, более привычно говоря, в "кости". Это было одно из любимых занятий при посещении бань, кстати говоря. Часто эта игра порицалась , а кости изымались, но этой игрой баловались и воеводы в том числе. Да с таким пылом, что однажды в городе Мангазея (город за полярным кругом, исчез в 1672 году) два воеводы не на шутку повздорили и в конфликт даже были втянуты их бойцы - кто-то даже в сердцах пальнул из пушки.